«Акварель». Выставка произведений Элеоноры Жареновой читать ~4 мин.
с 7 по 26 Ноября
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
7 ноября 2017 года в 16.00 в залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) открывается выставка произведений известного монументалиста, народного художника Российской Федерации, лауреата Государственной премии СССР, академика Российской академии художеств Элеоноры Александровны Жареновой.
Э.Жаренова. Автопортрет с ангелом. 2000. Бумага, акварель
Экспозицию составят около 100 акварелей, написанных в 2000-2017 годы – пейзажи, портреты, натюрморты. Это обширная, интереснейшая часть творчества замечательного мастера, органически связанная со всем её искусством.
Творчество Элеоноры Жареновой олицетворяет целую эпоху и широко известно в России и за рубежом. Ее произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Курска, Твери, Ярославля, Вологды, Пензы, Улан-Удэ, Ростова-на Дону, Иванова других городов России. А также в Китае, Японии, Испании, Израиле, Италии, США и др. Современники называют её «амазонкой русской живописи, русского монументального искусства». В соавторстве с мужем Владимиром Васильцовым (1932–2008) ею созданы многие значительные произведения монументального искусства. Среди них – знаменитая объёмная мозаичная композиция «Лента Мёбиуса» на здании ЦЭМИ Академии наук РФ в Москве, флорентийская мозаика «Древняя история Москвы» на станции метро «Нагатинская», горельеф с мозаикой «Космос « и «Математика» на фасаде здания ЦНИИ МЭТ в Калуге и многие другие монументальные произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни. В стилистике её работ воплотились художественные искания конца 1950-1960- ходов, связанные также с именами монументалистов А. Васнецова, В. Эльконина, графика А. Гончарова, художников круга В. Фаворского. Это было время открытий, переосмысления традиции, время своеобразной художественной вольницы, когда в творческом общении талантливой молодежи формировался новый художественный стиль, новый пластический язык.
Э.А.Жаренова. Св.Елизавета Федоровна. 2000. Б.,акв.,75х55
Элеонора Жаренова много работает в технике акварели, считая её близкой фресковой живописи. Акварель даёт ей возможность дальнейшего воплощения замыслов в станковом и монументальном искусстве. Представленные в экспозиции работы – лишь малая часть её творчества в этой технике. Акварельные «опыты» монументалиста словно документируют различные этапы творческого процесса, одновременно это самоценные авторские листы, законченные произведения, отличающиеся особым колоритом, трактовкой пространства. Сама Э. Жаренова считает традицию, в которой пишет, сложившейся не в 50-е годы ХХ века, а гораздо раньше. «Работы написаны земляными красками – так всегда писали фрески. Поэтому у меня нет яркого зеленого, яркого синего, но присутствует золото. Мне очень нравится и новгородская живопись, и псковская живопись, причем псковская даже больше – своей суровостью. Я вообще-то не суровый человек, но живопись у меня бывает очень лаконичной», – отмечает она.
Э.А.Жаренова. Святая земля. 2000. Б.,акв..40х80
«Святая земля», «Танец Саломеи», «Пожар в деревне», «Полынь», «Осень» – работы Э. Жареновой охватывают широчайший круг тем. При этом самый обыденный сюжет возводится ею на уровень широких философских обобщений. Акварельные работы открывают зрителю современного художника, мыслящего категориями большого искусства, опирающегося в своем творчестве на опыт мастеров прошлого, воплотивших в своих работах картину зримого и умопостигаемого мира.
Э.А.Жаренова. Пожар в деревне. 2000. Б.,акв.,40х74
Э.А. Жаренова родилась в 1934 году в семье известного художника кино А.С. Жаренова, ученика А. Лентулова. Окончила Московскую художественную школу, Московский академический художественный институт им. В.И. Сурикова ( 1960, г. мастерская А.А. Дейнеки). За период 1960-1980-х гг.. Э.А. Жаренова совместно с В.К. Васильцовым создала ряд выдающихся произведений монументального искусства. С 1995 года художник много работает над созданием мозаичных икон для храмов : храм Св. Татьяны (Манежна площадь, г. Москва, Храм Успения пресвятой Богородицы в г. Красногорске, Храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Зубцове Тверской области, в храмах г. Ржева и за рубежом. С 1982 г. по 2015 (33года) преподавала в Московском полиграфическом институте (в настоящее время – Московский государственный университет печати), передавала свои знания и опыт молодым художникам.
Выставка продлится по 26 ноября 2017 года.
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Пожарные спасли «Успение Девы Марии»
- Библейское искусство: изображения, иллюстрирующие христианскую Библию
- «В борьбе за Красные ворота и Охотный ряд. Петр Барановский и Москва»
- Лекция с переводом на Русский жестовый язык. «Евгений Розанов»
- Выставка произведений Владимира Галатенко (1949 – 2021) «Жизненный путь»
- Выставка Екатерины Белявской «13 орхидей для Императрицы»
- «Ботаническая живопись. Наука и искусство»