Александр Мосолов. К 120-летию со дня рождения
8 Февраля
Рахманиновский зал консерватории
ул. Большая Никитская, д. 13/6
Москва
В 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения одного из лидеров раннего русского авангарда Александра Мосолова. Его симфоническая картина «Завод. Музыка машин» — такая же визитная карточка своей эпохи, как и «Чёрный квадрат» Малевича.
Стиль композиций Мосолова двадцатых годов — музыкальный конструктивизм. К теоретикам-конструктивистам в те годы близко примыкали поэт Сельвинский, писатель Шкловский, художник и фотограф Родченко, режиссёр Вертов. Среди композиторов Мосолов был едва ли не единственным, придерживающимся конструктивистских идиом.
Его «Газетные объявления» манифестируют музыку факта, музыку-вещь: вот эпизод жизни маленького человека. А вот вышел следующий номер газеты, старый номер выкинули вместе с этим фактом. Но объявление обретает вторую жизнь как аппликация в музыкальном произведении. Вспомним коллажи художников-авангардистов, наклеивающих газетные вырезки и этикетки на свои полотна! А в других своих сочинениях Мосолов просто монтирует музыкальные эпизоды, подобно тому, как это делали в кино и фотографии Вертов и Родченко.
Монтаж может быть нарочито небрежным, что придаёт ещё большую яркость странным, часто гротескным музыкальным образам в диапазоне от фокстрота до пародийной фуги. Или, например: вот деревня. А вот едут трактора с популярной в те годы песней «Вперёд, заре навстречу».
Как и другие авангардисты 1920-х, Мосолов подвергался всё большей критике со стороны культурного истеблишмента первой половины тридцатых. Изучая и используя среднеазиатский фольклор, он делает шаг навстречу идеологам искусства. Но и сочинение музыки в духе соцреализма не уберегло композитора. Он был арестован и отправлен в трудовой лагерь. При аресте пропал целый чемодан с нотами сочинений, которых мы больше, наверное, уже никогда не услышим.
Чудом он вышел на свободу в «бериевскую оттепель», в 1938 году, продолжил сочинять добротную, академически и идеологически выверенную музыку и уже никогда не возвращался к своему опыту авангарда. Об этом свидетельствуют многочисленные сочинения для хора a cappella или для хора в сопровождении оркестра русских народных инструментов, написанные словно бы другим автором. Имя композитора было забыто до конца семидесятых годов, пока не ушли из жизни его критики.
В программе концерта представлены как произведения авангардного периода, воссоздающие причудливый и резкий, гротескный и временами очень печальный музыкальный мир композитора, так и хоровые миниатюры позднего периода, свидетельствующие о творческой капитуляции художника, раздавленного и подавленного тоталитарной машиной власти.
- Музей Прадо не намерен отказываться от четырёх картин старых мастеров
- Люсьен Фрейд признан автором картины, несмотря на отказ от неё
- В проекте «Впервые на русском» в МХТ им. Чехова представили финскую пьесу
- ВАЛЬСЫ, ТАНГО, ФОКСТРОТЫ
- «Вместе». Виктор Глухов, Максим Глухов. Живопись Ирина Глухова, Александр Глухов Графика
- Танго, фокстрот, вальс. 6+
- Выставка серии произведений Владимира Богаткина к 125-летию со дня рождения маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова
- Фестиваль памяти «23 дня до Победы»