Александр Толстиков – «Формула натуры» читать ~4 мин.
с 16 Декабря
по 8 ЯнваряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений академика РАХ Александра Генриховича Толстикова «Формула натуры», в состав которой вошло около 30 живописных полотен разных лет. В работах автора по-своему преломляются традиции русского и мирового реалистического опыта. Портреты современников, образы природы, фантазийные композиции – с каждым произведением связана своя предыстория. Художник непредсказуем в своих планах и творческих обретениях – угадать, куда приведут его новые поиски, практически невозможно.
Один из самых необычных московских живописцев является членом двух государственных академий – академиком Российской академии художеств и членом-корреспондентом Российской академии наук – и совмещает активную деятельность в сферах искусства и науки. Для художника и учёного натура – не только источник бесконечного вдохновения, но и объект внимательного изучения, анализа, исследования, эксперимента. Поэтому экспозиция, приуроченная к 65-летию автора, получила название «Формула натуры».
Среди характерных черт творчества Александра Толстикова – определённая чёткость манеры письма, строгость в отборе деталей, стремление привести множественность реалистического мира к тщательно отобранному единству конкретного образа. Взгляду художника свойственна увлечённость. Задачи, которые он ставит перед собой, работая в любом избранном жанре, во многом обнаруживают перед зрителем систему художественных ценностей, отчётливо сложившуюся в представлении мастера. Его композиции узнаваемы, благодаря характерной манере автора полотен, создающего своего рода методу для наиболее полного раскрытия формируемого им на холсте образа.
В творческом арсенале художника – натюрморты, многосложные тематические композиции, классические портреты современников, выдающихся российских учёных и деятелей культуры. В стремлении реагировать на проявления мимолётной красоты он неминуемо обращается и к женским образам как первоосновам всего самого прекрасного, таинственного и противоречивого. Они постоянно претерпевают эволюцию, меняясь в зависимости от поставленных автором творческих задач. На сегодняшний день мастеру принадлежит целая галерея различных по характеру и манере исполнения женских портретов и композиций.
Александр Толстиков не диктует портретируемым своё видение будущего произведения, а отваживается на предоставление модели полной свободы, занимая место нейтрального наблюдателя. Интригующая, во многом театральная игра смыслов и высказываний наполняет подчас вымышленный образ содержанием, в котором могут причудливо соединяться исторические аллюзии и современность.
Мастер предпочитает неформальный подход к созданию изображения, находясь в состоянии выбора различных возможностей для наиболее яркого проявления замысла. Так от сдержанных по колориту более ранних портретов он переходит к работе с открытым форсированным цветом. Значительные поиски ведутся им и в области композиционных построений – от строго классических к экспериментальным, порой на грани эпатажа.
Портретное искусство Толстикова – не только воплощение живописных исканий художника, это авторская философия, размышление о природе человека и её различных гранях. Все чаще в ряду произведений появляются и автопортреты, как попытка переосмыслить свою роль в стремительно меняющемся контексте окружающего мира. Один из недавних автопортретов «Аутодафе» – выход на предельно открытый диалог со зрителем.
Особое место в экспозиции принадлежит также натюрмортам, написанным в течение последних нескольких лет. Это классически выверенные, предельно рациональные композиции, в которых мастер экспериментирует с ритмом, силуэтом и архитектоникой пространства.
Представленные на выставке произведения свидетельствуют о том, что художник движется однажды избранным путём, но вместе с тем продолжает поиск новых возможностей в безграничном постижении натуры.
Текст подготовлен на основе статьи академика РАХ Марии Вяжевич
Александр Генрихович Толстиков – академик Российской академии художеств (Отделение живописи), член-корреспондент Российской академии наук (Отделение химии и наук о материалах), член Московского союза художников, Творческого Союза художников России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Первой премии конкурса им. В. Попкова (МХФ). Доктор химических наук, профессор.
Родился 16 августа 1957 г. в Алма-Ате Казахской ССР. Живёт и работает в Москве.
Окончил Башкирский государственный университет – химический факультет. С 1980г. по 1986г. обучался по индивидуальному плану у народного художника Башкирской АССР, заслуженного художника РСФСР Р. М. Нурмухаметова, руководителя мастерской станковой живописи Уфимского института искусств. С 1986г. по 1992г. стажировался в творческой мастерской народного художника Республики Башкортостан, академика Российской академии художеств С. Б. Краснова. С 1984 по 2022 год – участник многих персональных и групповых выставок в России и за рубежом: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург (Россия); Таллинн (Эстония), Хельсинки (Финляндия), Оклахома-Сити (США), Пусан (Южная Корея), Париж (Франция).
- ПАРАЛЛЕЛИ. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. Выставка фотографии Бориса Сысоева и Сергея Новикова.
- Юбилейная выставка Ольги Толстиковой «За мир»
- Стали известны имена лауреатов фестиваля «Сандэнс-2015»
- Жозеф Лорассо: любовь в красках
- Выставка Ани Чариной «МОСКВА. ДРУГ ДЕТСТВА»
- Выставка «Врата Многогранности»
- «Город на высоте: Москва и москвичи в годы войны»
- «Фольксваген Блюз» Жака Пулена, краткое содержание