Александра Вертинская «Парадиз» читать ~6 мин.
с 17 Сентября
по 10 НоябряМультимедиа Арт Музей
ул. Остоженка, 16
Москва
С древних времен цветы занимают важное место в изобразительном искусстве. Будучи связанными с любовной символикой, религиозными культами и поклонением величию природы в целом, они являлись важной частью религиозных подношений и декораций празднеств во всех древних культурах, начиная с Ассирии и Египта. В Древней Греции и Риме цветы прочно ассоциировались с богами и героями, как их символы и атрибуты их культов. В Средние века цветущие сады стали прообразом небесного рая на земле, а сами цветы, считавшиеся прекраснейшими из божественных творений, с развитием христианской теологии приобрели множество символических значений. Так, белая лилия, символизирующая чистоту и непорочность, неразрывно связана с образом Богоматери и является неотъемлемым атрибутом в сценах Благовещения. Красные розы, наряду с гвоздиками и маками, могли служить символом Страстей Христовых и пролитой христианскими первомучениками крови. Аквилегия же, по форме напоминавшая голубя, стала символом Святого духа. Специфический средневековый образ «огражденного сада» отсылал к саду небесному – Эдему, Парадизу – в котором не существует смены времен года и царит вечное лето и цветение. Именно в таком саду на знаменитых шпалерах конца XV века из музея Клюни в Париже изображена непорочная Дева с единорогом. Изобилующая цветущая растительность появляется и в сценах, живописующих рай на картинах нидерландских и итальянских мастеров. Конечно, нельзя не вспомнить знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» 1500-1510 гг. (Музей Прадо, Мадрид), центральная и левая створка которого представляют изображения рая в виде прекрасного сада с пышной зеленью, кристально чистыми водоемами и самыми разными представителями фауны – реальными и вымышленными.
Бурное развитие садоводства совпало по времени с зарождением отдельного жанра цветочных натюрмортов. Один из первых самоценных цветочных натюрмортов был исполнен Хансом Мемлингом около 1485 года (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) и также имел религиозное значение. Расположенный на обороте мужского портрета донатора, он явил собой изображение букета лилий, ирисов и аквилегий, связанных с символикой Богоматери, в майоликовой вазе с монограммой Христа. Параллельно с христианской символикой, образы цветов все прочнее укоренялись в куртуазной культуре. В светском контексте они приобретали совершенно иные символические значения, связанные с выражением чувств и личностных качеств. В связи с бурным развитием жанра цветочных натюрмортов в Голландии XVII века художники стали получать заказы и на отдельные изображения цветов — своего рода портреты редких и прекрасных образцов, в иных случаях составлявших целые коллекции. Интересно, что в одном букете могли оказаться цветы, которые цвели в совершенно разное время и лишь умозрительно были объединены художниками в единую композицию.
В своем творчестве Александра Вертинская даёт вторую жизнь классической теме. Как и старые мастера, художница живописует цветы с натуры, пытаясь запечатлеть и увековечить их сиюминутную и непрочную красоту. Неожиданно, традиционные образы получают в её творчестве актуальное прочтение. Вертинская использует для их создания остро-современные художественные приемы и технологии, получая на выходе многослойные произведения в авторской технике, сочетая первоначальные «подготовительные» изображения на холстах — будь то фотографии, коллажи, шелкографии — и живопись, не столь дополняющую, сколь полностью преобразующую произведение. Живописная основа важна для автора, так как именно она является связующим мостом между миром реальным и миром вымышленным. Появляющиеся поверх отпечатков художественные формы — словно ожившие фантазии, дополняющие скупую статичную материальность пульсирующей живой красотой.
Отдельной частью экспозиции стала инсталляция «Кабинет», где прекрасные цветы, изображенные художницей, живут бок о бок со старинной научной ботанической гравюрой, учебными плакатами, образчиками гербария и картинами старых мастеров. Подобный кабинет предлагает иную сторону благоговения: не только лишь эстетическое созерцание, но скорее глубокий взгляд внутрь природы и самого мироздания. Сухой мир каталогов, картотек и архивов оживает и подчеркнуто лишается темпоральности.
Наряду с работами прошлых лет в состав выставки «Парадиз» вошла новая серия произведений, в которой Александра Вертинская обращается к теме ботанического сада как проекции рая небесного на земле. Появлению ботанических садов в Европе предшествовало возникновение в V веке «аптекарских огородов» небольших размеров при средневековых монастырях, где выращивали преимущественно лекарственные растения для медицинских целей. Позднее, уже в эпоху Возрождения, назначение аптекарских садов сменилось — растения стали выращивать не только для решения практических задач, но и для изучения и научного исследования. Первые такие сады появились в XIV веке в Италии, что было обусловлено расцветом гуманизма и распространением научных знаний. Идея райского сада – парадиза – сохранялась в форме огражденного пространства, отделенного от бренного и грешного земного мира и отданного цветам и деревьям. Начиная с XVI века, параллельно с развитием университетов, увеличилось число ботанических садов как в Италии, так и в других странах Западной Европы. Европейская колониальная экспансия внесла свои коррективы в образ и строение ботанических садов. Большое место отныне отводилось воссозданию географических условий, отдельное внимание уделялось экзотическим образцам. Эволюция ботанических садов превратила средневековые «аптекарские огороды» в сложносоставные масштабные институции, которые мы знаем сегодня — с уникальными пейзажами, богатейшими коллекциями и исключительными ботанико-историческими экспозициями. Вместе с тем, ботанические сады совершенно утратили первоначальную идею проекции рая. Посетив старейшие ботанические сады Италии, Александра Вертинская собрала собственный архив образов и впечатлений, который дополнила живописью. Обращаясь к жанру черно-белой фотографии, художница снимает разные их уголки – порой пришедшие в запустение, тлеющие, словно образы прошлого. Отдельные фрагменты садов, запечатленные камерой художницы, в её работах внезапно становятся самоценными мирами в которые она вдыхает жизнь живописной иллюминацией, точечно наполняя цветом некоторые фрагменты, а именно изображения живого и прекрасного – растений и цветов. Вновь обращаясь к цветочному жанру, Вертинская приглашает зрителя в прекрасный сад, в котором можно скрыться от повседневности и суеты и уединиться с самим собой, своими мыслями, печалями и радостями в окружении самой жизни — всегда цветущей, вечнозеленой и упоительно прекрасной.
Александра Вертинская (1969, Москва)
В 1987 году она окончила Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В. И. Сурикова. В 1992 окончила МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская Т. Т. Салахова). В 1992–1994 годах стажировалась в Национальной академии художеств в Париже. Член-корреспондент Российской академии художеств. Живет и работает в Москве.
Избранные выставки:
2018 «Edencraft. Ретроспекция», галерея Эритаж, Москва
2018 «Другие берега», ЦВЗ Манеж, Санкт-Петербург
2016 «Классические розы», галерея «Триумф», Москва
2012 «Тень времени. Инсталляции, живопись, скульптура, объекты, видео», Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва
2012 «Переменная облачность», галерея «Триумф», Москва
2009 Выставка премии Кандинского, Louise Blouin Foundation, Лондон
2009 Manu Intrepida, галерея «Триумф», Москва
2008 Выставка премии Кандинского, Центральный Дом Художника, Москва
2008 «Ивы и Оливы», галерея «Триумф», Москва
2006 «Визуальный архив», Музей Людвига в Русском музее, Санкт-Петербург
2003 Palazzo di Parte Guelfa, Флоренция