Анатолий Алексеев. Итоги читать ~4 мин.
с 16 Февраля
по 12 МаяМузей современного искусства Эрарта
Васильевский остров, 29-я линия, д.2
Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку художника Анатолия Алексеева, на картинах которого миф вторгается в реальность
- «Интеллектуально-эротический реализм» художника-монументалиста классической школы
- Произведения, где ирреальное становится органичной частью мира
- Разнообразие сюжетов, которые заставят зрителя как вспомнить прошлое, так и задуматься о будущем
В экспозиции эпические полотна соседствуют с пейзажами Ленинградской области: в художественном мире Анатолия Алексеева даже драконы и рыцари кажутся коренными обитателями берегов реки Сестры или лесов Карельского перешейка. Размышляя над своим творчеством, художник примерял к нему ироничную формулировку «интеллектуально-эротический реализм». И если с эротикой все более-менее ясно — Алексеев признавался, что если, например, в литературном произведении нет женщины, то оно ему не очень-то интересно, — то рассуждать об интеллектуальной насыщенности живописи довольно сложно, особенно если автор сознательно выбирает самые чувственные сюжеты: прикованную к скале Андромеду или танцующую с быком Европу.
Работы Анатолия Алексеева очень зрелищные: в пейзажах небо залито заревом, а на фантастических полотнах герои пытаются ужиться с разрушительными стихиями. Искусствовед и друг художника Александр Королев в одной из своих статей упоминает «идею монументальности», свойственную автору, как и другим ученикам известного советского художника-монументалиста А. А. Мыльникова. По мнению Королева, Алексеева среди них выделяет «плотность формы в сочетании с обобщённостью и изобразительностью»: мир, который живописует этот художник, устойчив, конкретен и выглядит как единая материя, везде в меру спокойная и в меру напряженная.
В монументальном искусстве важна определённая степень условности: например, установка на плоскость, а не на глубину. При этом оно всегда адресовано широкому зрителю и всегда стремится завоевать его внимание каким-либо ярким эффектом. Подобные мастерские находки можно встретить в любой из картин Алексеева: и в изображении корзины с грибами, и в многофигурной композиции с конями.
Любопытно рассмотреть программную работу «Итоги», созданную в 2000 году. Миллениум сейчас вспоминается как время упадка, если не сказать деградации монументального искусства. Это созвучно популярной идее «конца истории», а заодно и искусства как такового, которую ввёл в общественную дискуссию философ и политолог Фрэнсис Фукуяма. В апокалиптическом откровении Алексеева всадники проносятся над обломками культовых сооружений исчезнувших цивилизаций. Они буквально попирают копытами духовные искания прошлого, что в целом не противоречит толкованиям образов всадников Апокалипсиса в христианской литературе.
И здесь уместно будет вспомнить, что мы имеем дело с «интеллектуально-эротичесим реализмом», а жанр «Откровения» всегда предвосхищает будущее. Движущая сила всей картины — обнажённая на белом коне. Зная о сложившейся иконографии четырёх всадников, забавно было бы предположить, что это Чума, однако слишком уж она витальна. Безусловно, это первый всадник — Завоеватель. Двадцать лет спустя после написания этой работы все чаще можно слышать о том, что истинными вершителями истории являются женщины. Героиня Алексеева настолько стремительна, что её волосы придерживает рыцарь в розовых доспехах. Этого же персонажа мы встречаем на другой картине автора в образе Персея, что вполне логично, поскольку из мифа этот герой-змееборец шагнул прямиком в рыцарские романы.
Там, где Анатолий Алексеев обращается к мифу, возникает ощущение проницаемости времён — вечной жизни персонажей. При этом его женские образы буквально состоят из плоти и крови и ничем не отличаются от наших современниц, а драконы, быки и рыцари принадлежат особой фантастической традиции, в которой ирреальное является органичной частью мира.
Об авторе
Анатолий Федорович Алексеев родился в 1951 году в Ленинграде. Окончил Ленинградскую среднюю художественную школу, а затем — факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Состоял в Союзе художников СССР с 1978 года. С 2015 года являлся советником Китайско-российского арт-центра масляной живописи в городе Яньтай (КНР).
C 1977 года участвовал в выставках как на родине, так и за рубежом: в Китае, Италии, США, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Чехословакии, Болгарии, Люксембурге. С 1990 по 1995 год было организовано несколько персональных выставок в США и Италии.
Произведения Анатолия Алексеева хранятся в коллекции Министерства культуры Российской Федерации, а также в музейных и частных собраниях в РФ, Италии, США, Германии, Японии и Китае.
Жил и работал в Санкт-Петербурге, определяя свой жанр как интеллектуально-эротический реализм. Скончался 12 июля 2021 года.
- Персональная выставка Анатолия Бугакова «Весь мир – театр…»
- «Айвенго» Вальтера Скотта, краткое содержание
- Материалы применяемые при изготовление спецодежды