Анна и Теофил читать ~3 мин.
с 20 Марта
по 16 ИюняМемориальная квартира Святослава Рихтера
Большая Бронная, дом 2/6, 16 этаж, кв. 58-59
Москва
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет новый выставочный проект «Анна и Теофил» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Камерная выставка откроется в день рождения пианиста. Проект посвящён Анне Павловне Москалёвой и Теофилу Даниловичу Рихтеру, а также их большой семье, объединившей русских дворян и немецких колонистов, в которой никогда не иссякала любовь к музыке, театру, живописи.
На выставке «Анна и Теофил» будут показаны экспонаты из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина, прежде всего, из коллекции и архива Святослава Рихтера и отдела графики, а также из собрания Российского национального музея музыки.
Особый интерес представляют уникальные архивные документы конца XIX — начала XX века. Среди них редкие семейные фотографии, приглашение на бракосочетание Анны Москалёвой и Теофила Рихтера в Киеве, дипломы выпускника Венской консерватории по классам фортепиано и композиции Теофила Даниловича, его музыкальные рукописи, а также сочинения Святослава Теофиловича, посвящённые родителям.
Чрезвычайно показательны рисунки членов семьи Москалёвых-Рихтер. Здесь полные самоиронии зарисовки нищенского быта 1920-х годов, наброски интерьеров комнат, силуэты и портреты родных, выполненные рукой тёти Мэри (Тамары Москалёвой), рисунок Анны Рихтер на пьеске, посвящённой Светику, виды Житомира, работы Теофила Рихтера и пастели, сделанные в Одессе юным Святославом.
Помимо материалов, связанных с Житомиром и Одессой (Кабинет и Спальня Н. Л. Дорлиак), самостоятельный раздел выставки (Столовая) посвящён Вене, годам учёбы Теофила Рихтера в Венской консерватории и его музыкальному окружению. На стене можно будет увидеть его живописный портрет, выполненный австрийским художником Анджело Трентином. Здесь же расположатся гравюры Луиджи Казимира и Рудольфа фон Альта с видами Вены конца XIX — начала XX века. Особое место занимает альбом Теофила Рихтера с фотографиями старой Вены, который Святослав в юном возрасте постоянно изучал в Одессе. По воспоминаниям Рихтера, отец был истовый вагнерианец, а также интересовался современной музыкой. В витрине представлены фотография Рихарда Вагнера и клавир его оперы «Зигфрид», фотопортреты Густава Малера и Франца Шрекера, с которым Теофил Рихтер учился в Венской консерватории.
В конце 1980-х Святослав Рихтер в мельчайших подробностях рассказывал Валентине Чемберджи о своём детстве, членах семьи и о родителях, определивших его судьбу: «Папа был очень сдержанный, и когда я в первый раз его увидел, то сразу (хотя и маленький) почувствовал: европеец. Папа ужасно боялся сцены, потому что редко (в отличие от Вены) выступал. Поэтому мама велела мне играть при гостях обязательно все, что я мог и хотел… Так я и стал сочинять. Мама была очень умнохитрая. Папа по вечерам всегда занимался, по два-три часа. Я сидел на коленях у мамы (чувство защищённости), — в этот период я привязался к маме по-настоящему… Папа занимался, и вдруг у меня шелохнулась внутри эмоция, и мне показалось: начали распускаться, на глазах, цветы, мне и сейчас так кажется. Ноктюрн № 5, Fis-dur (Шопен). Так меня ударила музыка».
- Шедевры западноевропейской живописи из лучших музеев Украины в ГМИИ им. А.С. Пушкина
- На сцене камерного театра Череповца премьера спектакля «Дядюшкин сон»
- «Сила» Наоми Олдерман, краткое содержание