«АртРитмия». Выставка произведений Виктора Корнеева читать ~5 мин.
с 31 Октября
по 18 НоябряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника России, почётного члена РАХ Виктора Корнеева «АртРитмия».
Виктор Корнеев – скульптор-символист, ему присуще особое видение, проникновение в сердцевину явлений. Его произведения – сплав драматургии и философии. В художественном мире Корнеева главенствуют не сюжеты, но понятия: В поисках света, Полнолуние, Равновесие, Прикосновение, Предстояние, Воображение, Воспоминание, Общение, Великодушие. Скульптуры с эпическими именами образуют героический ландшафт, открытый для каждого.
В. Корнеев родился 24 июля 1958 года в Тамбове. Он выпускник Пензенского художественного училища им. Савицкого и Художественно-промышленного института им. Строганова, участник более сотни выставок на крупнейших российских и европейских площадках. Его работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского Музея современного искусства, других художественных музеев и галерей России, Швеции, Хорватии, Китая, Кипра.
Живет в Москве и Швеции. В московской мастерской создает станковые, выставочные произведения. В Швеции осуществляется приверженность скульптора работать в вечных материалах, на открытом воздухе, в природной среде, в величественном северном ландшафте.
В основе творчества Корнеева лежит глубокое знание натуры, мастерство документального владения скульптурной формой. Не менее значим и мир воображаемый, неуловимая материя предчувствия, неисчерпаемые возможности творческой интуиции. Виктор привержен к лаконичному, эпическому лексикону гранитных форм. Сам материал – гранит, базальт, диабаз, мрамор, равно как и дерево, внушают образы, сомасштабные природе. В материи камня художник ощущает спрессованное время, тысячелетнюю память природы.
Каменные натюрморты кажутся уменьшенными копиями ландшафтных монументов. В них есть острое ощущение неустойчивости, ранимости, жертвенности мира, ассоциации с событиями дальними и близкими. «Натюрморт с чашей» (гранит, 2001), «Натюрморт с арбузом» (гранит, 2001), «Натюрморт с грушей» (гранит, 2010). Полированные, шероховатые, тонированные поверхности каменных пород идеально передают качества иных фактур, материй, материалов.
Юный инфант дарит юной инфанте белый цветок, две детские руки выделены как приближенный фрагмент («Цветы», 2006). Виктор изваял в мраморе кисть руки, охватывающую спелую кисть винограда («Виноград», 2010). Прикосновение рождает каскад ассоциаций: изобилие осени, праздник сбора урожая, торжество Вакха, невидимый герой достиг страны обетованной.
Слово античных мифов и Слово Библии в равной мере вдохновляют творчество Корнеева. Он по-своему интерпретирует классические сюжеты, акцентирует скрытые, неочевидные смыслы. Во всех классических картинах и скульптурах Голиаф представлен как филистимлянский воин, непобедимый, свирепый великан. Победа над Голиафом стала триумфом и почётным пьедесталом для юного Давида.
У Виктора Корнеева Давид представлен лишь фрагментом – стопой ноги, изящно поставленной на голову огромную Титана. Но Голиаф совсем иной, не воинственный, в его лице раздумье, сомненье, сожаление. Возможно, здесь метафора утраченных в истории, некогда могущественных и изобильных сверхдержав. Сила Голиафа стала силой мысли. Голова – это чисто скульптурная идея, понятие нарицательное. Огромная голова перешагивает человеческий масштаб, становится неотразимым психологическим монументом.
Антропоморфная фигура – главный объект в творчестве Корнеева. Мастерство скульптора ярко проявляется в классическом жанре обнажённой модели, в основе большинства его произведений – работа с натуры. Изначально этюд создается как образ будущей парковой, ландшафтной композиции. В больших скульптурах, как и в малых, торжествуют игра, динамика характера, яркость непосредственного восприятия натуры.
Корнеева вдохновляют искусство архаики и открытия европейской пластики ХХ столетия. Он отдает дань уважения неоклассике – Джакомо Манцу, Марино Марини, Франческо Мессина. Его кумиры – великий метафизик Рене Магритт, великие скульпторы Альберто Джакометти, Генри Мур. От них он наследует идею одушевленного, изменчивого пространства, в центре которого психология смотрящего.
В граните и мраморе Виктор создал серию экспериментальных скульптур, обращенных к сфере ощущений, предчувствий, неуловимых явлений. Ландшафты сознания исследуют придуманные скульптором персонажи. В скульптуре «Общение» (2007) два персонажа вступают в диалог. У одного повязкой замкнут рот, у другого завязаны глаза. Однако ограничения не препятствуют движению мысли, героев объединяет магический диалог без слов. Для Виктора особо значимы образы видения, зрения, взгляда, звука и беззвучия.
Корнеев овеществляет метафоры. Он создал портреты двух необычных людей – исследователей тишины («Тишина», мрамор, гранит, 2010). Они изучают загадочную материю, вступают в тишину, погружаясь в нее всем телом до уровня глаз. Главное задержать дыхание, что для специалиста не составит труда. Над уровнем тишины возвышаются фрагменты двух голов. В глазах путников страх и решимость. Они идут на разведку недр тишины. Они ищут волшебный источник, куда уходит и откуда возникает благодатная река общения.
В развернутых авторских экспозициях художник выстраивает собственные метафорические пространства со сложной структурой, пластикой и глубиной, где большое значение приобретает свободное пространство между скульптурами. Паузы, цезуры создают атмосферу эмоциональной собранности, напряжения и медитации. Виктор контрастно объединяет объёмные скульптуры и серии камерных графических настенных рельефов. Создается эффект двойного повествования, диалога. Каждый проект Корнеева организуется в соответствии с заранее продуманной авторской концепцией, как единая экспозиция-инсталляция со своей режиссурой, интригой, средой размышлений, световой и музыкальной партитурами. Таковым можно назвать знаковый для мастера проект «Три комнаты», где пространство трех залов магически преобразили три скульптурные инсталляции: «Среди столпов», «Пытаясь вспомнить», «Предстояние».
Виктор Корнеев наследует, развивает художественные идеи и открытия мастеров ХХ столетия. Магистральные векторы его творчества – путь в лабиринте явлений, путь и возвращение, память и воспоминания, баланс и равновесие, звучание тишины и прикосновение к свету, взор, заслоненный преградой и открытый, свободный взгляд.