Артур Фонвизин (1883-1993) «Остановись, мгновенье...» читать ~2 мин.
с 16 Октября
по 18 НоябряГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
«Каждая выставка большого художника открывает нам что-то новое в хорошо известном, любимым мире созданных им образов. Выставка произведений А.В. Фонвизина в этом отношении не исключение. Но, что можно увидеть в его удивительных, всегда узнаваемых акварелях?
Фигурки очаровательных наездниц и милых лошадок, по детски наивных, кружащихся в необыкновенном мире грез и воспоминаний, или воздушные и совершенно материальные, реальные и иллюзорные, поражающие необыкновенными переливами, игрой цветовых вспышек букеты… Все это, хорошо известно зрителю, как и его загадочные образы современников, запечатленные на портретах…
Фонвизин не психолог в портрете, не льстец и не восхищенный юноша. Он – любящий мастер. Цвет и краски для него азбука, их сочетания складываются в повествования о том чудесном мире, которым одарил Бог художника. Акварели А.В. Фонвизина это маленькие окошки в удивительный мир его жизни, его души…», – отмечают исследователи.
А.В. Фонвизин создал не только свой неповторимый стиль, методику, но и технику акварели. Учителя в Москве, Мюнхене, общение с современными художниками, влияние идей художественных объединенийчность, собственная личность – истоки формирования его живописной манеры. И вместе с тем были художники, гении прошлого, чьи творения причудливо преломились в его волшебном зрении, рождали новые ассоциации. Это Рембрант и Веласкес. Известно, что А.В. Фонвизин делал копии с их картин, в 1920-х буквально «болел» Рембрандтом, и всю жизнь боготворил Диего Веласкеса.
До последнего времени ни одной копии, ни одной реплики с работ великого испанца А.В. Фонвизина не было известно. Настоящая выставка открывает нам эту удивительную загадку творческой работы А.В. Фонвизина, влияния на его внутренний мир творчества великого мастера. Впервые не воспоминания, а живое произведение А.В. Фонвизина свидетельствует о его отношении к любимому им произведению Веласкеса.
Представленная на выставке «Инфанта Маргарита» повторяет довольно точно композицию хорошо известного портрета Веласкеса «Инфанта Маргарита Австрийская» (1660). Но это не копия и не реплика, а своеобразное художественное исследование. А.В. Фонвизин передает в своей акварели не точные цвета Веласкеса, а их эффекты при определённом освещении, игру его блестящей живописи в солнечных лучах. Эта картина – блестящее свидетельство удивительной интеллектуальной работы А.В. Фонвизина.
Экспозицию органично дополняют цветные литографии Аллы Беляковой, ученицы А. Фонвизина и Р. Фалька, разносторонне одаренной личности, автора многочисленных акварелей, часть которых представлена в крупнейших российских музеях и зарубежных коллекциях.
Выставка напоминает об одной из интереснейших страниц истории российского изобразительного искусства.
Выставка открыта для посещения с 16 октября до 18 ноября 2018 года.