Билл Виола. Путешествие души читать ~8 мин.
с 2 Марта
по 30 МаяГлавное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
ГМИИ им. А. С. Пушкина и банк ВТБ представляют первую в России персональную выставку Билла Виолы – одного из самых влиятельных из ныне живущих американских мастеров видеоарта. Пушкинский музей впервые посвящает свои главные залы такой масштабной выставке медиаискусства. Более 20 видеоработ, представленных в экспозиции, созданы в период с 2000 по 2014 год. Они демонстрируют, как художник исследовал возможности видеоарта и совершенствовал своё владение медиатехнологиями при создании работ, ставших знаковыми для его творчества. В главных выставочных залах музея посетители впервые увидят такие масштабные произведения, как «Огненная женщина» (2005), «Квинтет изумленных» (2000) и четыре работы из серии «Мученики» (2014). Билеты на выставку поступят в продажу 23 февраля.
Билл Виола – признанный классик видеоарта, стоявший у его истоков в 1970-е годы. Более четырёх десятилетий он создает аудио- и видеоинсталляции, фильмы, видео, звуковые среды, а также медиаработы, сопровождающие масштабные концертные и оперные постановки. Виола представлял США на 46-й Венецианской биеннале в 1995 году; его персональные выставки проходили в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке (1997), Музее Гетти в Лос-Анджелесе (2003), Художественном музее Мори в Токио (2006), Гран-Пале в Париже (2014), Палаццо Строцци во Флоренции (2017), Музее Гуггенхайма в Бильбао (2017), Королевской академии художеств в Лондоне (2019), Пусанском художественном музее в Южной Корее (2020); в 2014 году в соборе Святого Павла в Лондоне в качестве постоянной инсталляции была установлена сериия «Мученики», с 2016 года там же располагается видеотриптих «Mary».
Первая персональная выставка Билла Виолы в России охватывает четырнадцать лет его творчества. Это не отдельный изолированный этап художественной практики, а продолжение исследования тем, волнующих художника с самого начала. В этих работах суммируются его творческие поиски, главный предмет которых – состояние человека, его путешествие в этом мире от рождения до смерти и трансформации, происходящие с его душой. Интерес к человеку привел Виолу к исследованию мирового духовного наследия – христианского мистицизма, исламского суфизма и дзен-буддизма. Путешествуя по миру, он фиксировал визуальные образы, записывал традиционную музыку, наблюдал за влиянием религии на искусство и культуру. С технической точки зрения его поиски касаются постоянного исследования возможностей технологии видео. Создавая свои работы, Виола протестировал все возможные модификации используемого им оборудования. Его творчество развивалось вместе с усовершенствованием медиатехнологий.
Настоящий проект представлен музеем в рамках направления «Пушкинский XXI», специфика которого – стремление связать классическую художественную традицию и современность, открыть для зрителя новый опыт восприятия искусства через эмоции и сопереживание. Творчество Виолы – это ставший уже образцовым пример переосмысления традиционной западной художественной культуры, религиозных образов и метафор в контексте современной повседневности средствами медиаискусства. Кураторы выставки не делают прямых сопоставлений и предлагают зрителям самостоятельно найти иконографические отсылки и мигрирующие образы, пройдя в том числе по залам искусства старых мастеров в музее.
Работы серии «Мираж» (2012) – «Хождение по краю» и «Встреча» – представляют собой созерцательное погружение во «внутренний ландшафт» человеческой души. Две женские фигуры в одной работе и две мужские фигуры в другой движутся навстречу друг другу и затем расходятся на фоне пейзажа пустыни Мохаве в Калифорнии. В этих визуальных повествованиях соединяются восточный спиритуализм и европейская духовная традиция, притчи о передаче женской мудрости от старости к молодости и о мужской инициации как о поиске собственного пути. Одновременно работы отражают величие вечного природного ландшафта, в котором человек соединяется со Вселенной. Впервые образ пустыни появляется у Виолы в работе «Шотт-эль-Джерид: Портрет в тепле и свете» (1979), где художник стремился не только перешагнуть границы восприятия реальности, но также превратить сам акт ви́дения в интеллектуальный опыт.
В серии «Страсти» (2000–2002) Виола показывает, как внутренняя работа человеческой души находит своё внешнее выражение. Иконографически эти произведения отсылают к классике позднего Ренессанса и барокко с их интересом к эмоциям человека, выраженным в световых решениях. Художник здесь работает с понятием возвышенного, которое, по словам французского философа Жана-Люка Нанси, является «не просто чувством в банальном смысле, а эмоцией субъекта на пределе». Благодаря использованию медиатехнологий образы простых людей обретают сакральность: замедленное воспроизведение человеческих эмоций приближает их к барочной живописи, а расположение кадров отсылает к традиционным алтарным композициям. Как и религиозная живопись, произведения Виолы нацелены на восприятие не интеллектуальное, а чувственное. Одна из работ серии, «Покорность» (2001), изображает мужскую и женскую фигуры, которые склоняют головы, печально покоряясь своей участи, все ниже и ниже – до тех пор, пока их лица не коснутся воды. Их образы все время искажаются и деформируются, и в какой-то момент мы понимаем, что это – отражения, а не реальные лица. Две другие работы серии, «Квинтет изумленных» (2000) и «Церемония» (2002), раскрывают человеческие эмоции, предлагая их замедленное детальное воспроизведение. С помощью этого приема Виола выявляет множество микростадий между отдельными узнаваемыми эмоциональными состояниями. Работа «Комната Катерины» (2001) отсылает к религиозной традиции на тему жития святых. Источником вдохновения для нее послужила серия пределл работы мастера сиенской школы Андреа ди Бартоло. Виола сравнивает эту средневековую форму искусства и язык современных медиа – с современной точки зрения они выглядят как раскадровка, а в своих крупномасштабных версиях (фресковых циклах) напоминают художнику тот вид современного искусства, который прямо им наследует, – кино. Главными инструментами и приемами, использованными во всей серии «Страсти», выступают свет, движение, построение композиции – как у старых мастеров.
Лаконичный художественный язык медиаработ Билла Виолы передает весь драматизм человеческих переживаний посредством обращения к стихиям. Этот подход сближает художника с творцами эпохи барокко. Серия «Мученики» (2014), созданная специально для собора Святого Павла в Лондоне, показывает четырёх персонажей, проходящих через испытания четырьмя стихиями. Художник трансформирует идею возвышенного, делая её понятной и эмоционально близкой современной светской аудитории. Виола строит своё художественное высказывание вокруг первоначального значения древнегреческого слова martus (от которого происходит латинское martyr) – «свидетель»: по мнению художника, средства массовой информации превращают нас в пассивных свидетелей чужих страданий.
Серия «Водные портреты» (2013) отсылает к теме воды как границы между нашим и потусторонним мирами. Три героя представленных работ – Глеб, Мэдисон и Шэрон – лежат на дне ручья, под водой, с закрытыми глазами, ни разу не вдохнув. Несмотря на общее спокойствие, работы вызывают противоречивые чувства, так как непонятно, возродятся персонажи к жизни после этого погружения или нет, явь это или сон, и каков предел человеческих возможностей.
Видеоработы серии «Трансфигурации» (2007–2008) – «Невинные» (2007), «Возвращение» (2007) и «Три женщины» (2008) – были сняты при содействии студии Джорджа Лукаса. Герои этих работ выступают из сумеречной зоны и, преодолевая толщу воды, вновь предстающую метафорой границ бытия и небытия, приходят к свету, наполняющему серые размытые силуэты красками и четкостью, – но затем возвращаются назад. Порог между этими двумя мирами – стена воды, которая невидима, пока её не коснутся или не осветят прожектором. Художник достигает необходимого эффекта благодаря съёмке с двух устройств – старой черно-белой камеры слежения и камеры высокой четкости.
Вода и огонь – ключевые образы серии «Тристан» (2005), которая экспонируется в большом пространстве Белого зала, напоминающем своей трехнефной структурой церковное. Работы этой серии выступают своеобразной кульминацией всей выставки, повествуя о самой сильной человеческой эмоции – любви, такой страстной, что она ведет героев к смерти. Обращение к стихии воды является здесь способом передать эту аффектацию: она участвует в ритуале омовения, который готовит героев к перерождению, выступает метафорой удушающей страсти в работе «Обращаясь в свет» и проводником к перерождению в работах «Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)» и «Вознесение Изольды». «Огненная женщина» вводит в повествование другую стихию – разрушительный огонь. Эти работы первоначально являлись частью постановки оперы В. Р. Вагнера «Тристан и Изольда» режиссёра Питера Селларса, а затем были перемонтированы в самостоятельные произведения.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина: «Работая с современными художниками, мы стремимся найти тех, кто способен помочь приоткрыть завесу времени, вступить в диалог с вечностью, с прошлым – через настоящее. Обращаясь к фундаментальным вопросам жизни – рождению, смерти, трансформации – Билл Виола создает сакральные пространства, в которых угадываются образы прошлого. Произведения Виолы неоднократно демонстрировались в России, в том числе и в Пушкинском музее, но впервые в главных залах разворачивается персональный показ этого современного классика. Знаковые работы наглядно показывают, как совершенствовалась его технология движущегося изображения. Текучая цифровая среда произведений Виолы передает современным образам импульс сакральности, встраивает их в поток истории и отражает собственное духовное путешествие Виолы. Мы рады, что российский зритель теперь имеет возможность присоединиться к художнику в этом путешествии».
Кира Перов, исполнительный директор Студии Билла Виолы, куратор выставки: «В 2020 году пандемия коронавируса необратимо изменила мир и то, как мы его видим. Мы глубоко прочувствовали изоляцию, лишившись возможности встречаться и касаться друг друга, однако проживаемый нами опыт — общий. Эти потрясения стали одновременно пространством новых возможностей. Для общения друг с другом мы обратились к цифровым медиа, тем самым расширив личный и глобальный диалог. В то же время человечество было вынуждено замедлиться, взглянуть на все под иным углом и, надеюсь, прислушаться. В этой ситуации как нельзя более уместной оказывается выставка в Пушкинском музее Билла Виолы, чьи замедленные видеоработы позволяют зрителю смотреть внимательнее, чувствовать глубже и дольше. И главное, эти работы, представляющие глубинное ви́дение художником вечной природы человеческой жизни, оставляют надежду на будущее».
К выставке изданы каталоги на русском и английском языках, разработана образовательная программа, а также подготовлена инклюзивная программа, включающая видеогид на русском жестовом языке, тифлокомментарий к экспозиции и творческие занятия для детей и взрослых.
Кураторы: Кира Перов, исполнительный директор Студии Билла Виолы; Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина