«Ближний круг». Выставка произведений Дмитрия Иконникова читать ~4 мин.
с 9 Июня
по 11 ИюляГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента РАХ Дмитрия Иконникова (1952-2019) «Ближний круг». В масштабной экспозиции представлено более 70 графических произведений и несколько живописных холстов из коллекции Московского музея современного искусства, собраний семьи автора и частных коллекционеров. Выставка организована к 70-летию со дня рождения художника, которое будет отмечаться в начале следующего года.
Дмитрий Иконников давно заявил о себе как сильный и самостоятельный мастер, чей авторский почерк и собственный взгляд на мир не спутаешь ни с каким другим. Тему, объединяющую работы Иконникова, представленные в на выставке в МВК РАХ, можно определить как «ближний круг». Мастер пишет в основном собственную «окружающую среду», свой мир: дом и членов своей семьи, включая любимого кота. И пространство в его вещах — чаще только «ближнее»: интерьеры квартиры и домика на черноморском побережье, где художник отдыхает с семьей. Есть среди работ Иконникова несколько пейзажей, но и они — из ближайшего окружения: вид на внешний мир с собственного балкона и вполне обыкновенный, но, что важно, опять-таки свой «ближний» двор. Особняком стоят пейзажи, воплощения своего рода «воображаемых путешествий» художника — виды неких городов, отдаленно напоминающих то Венецию с её каналами и горбатыми мостами, то Францию с её готическими соборами, возвышающимися над городскими крышами, то Испанию с громадами замков и храмов, нависающими над мостами и водными потоками. Словом, речь идет о произведениях, на первый взгляд камерных и по теме, и по жанрам — натюрморты, интерьеры, интимные пейзажи и «ландшафты воображений». Да и по технике — художник, верный своему образованию графика, работает исключительно на бумаге. Однако назвать его композиции камерной графикой язык как-то не поворачивается. Во-первых, Иконников пишет на бумажных листах большого формата, натянутых на планшеты. Во-вторых, любимая им гуашь на больших цветовых плоскостях, которым отдает он предпочтение, как будто теряет свою специфичность: вместо кроющих слоев — просвечивающие, почти лессировочные поверхности, да ещё и с разнообразной «дышащей» фактурой, напоминающей естественные неровности оштукатуренной стены. В результате перед нами — как будто бы фрагменты росписей. Здесь мы подошли к важнейшему качеству работ Иконникова, которое и не позволяет подходить к его последним работам, как произведениям камерного искусства, а именно — к его умению подчинить решение единой композиционной задаче, что гарантирует целостность, а значит — монументальность композиции. Весьма вероятно, что это свойство возникло в результате того, что художник начинал профессионально работать в монументальном цехе художественного комбината. Очень существенным для Иконникова был и опыт печатной графики, в частности, работа в плакате и в книжной иллюстрации. Почти все произведения художника, самодостаточно монументальные с точки зрения композиции, чрезвычайно выверены в деталях. Можно даже сказать, что он мастер детали — благодаря обостренному вниманию и особому «вкусному» отношению к каждой из них. Эта сторона таланта сближает Дмитрия со старыми мастерами, которым было свойственно придавать любому, самому обыденному и прозаическому предмету функцию знака, превращать его в скрытый символ, и при этом не разрушать его особую ауру — так, как это умели в своих полных поэзии натюрмортах и интерьерах «малые голландцы» или Шарден. Автор наделяет простые предметы глубоко личностной символикой, круг посвященных в которую сжимается опять-таки до «ближнего» — своего — круга. Перед нами — не стилизация, а работы художника, впитавшего поиски и интересы сегодняшнего дня, в искусстве которого соединились разновременные творческие традиции, как и подобает в кризисные творческие эпохи, чреватые новыми открытиями. Как раз таковым и является рубеж ХХ и ХХI веков.
Материал подготовлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика РАХ Андрея Толстого
Дмитрий Евгеньевич Иконников-Ципулин родился 31 января 1952 года в Мурманске. В своем стремлении посвятить себя художественному творчеству Иконников определился достаточно рано. Уже с 1969 года, после окончания средней школы, работал мастером-исполнителем в монументальном цехе Московского областного комбината художественных работ. Одновременно посещал вечерние рисовальные классы при МГХИ им. В. И. Сурикова. Затем последовали годы учебы – в Московском государственном педагогическом Институте им. В. И. Ленина на художественно-графическом факультете, затем – в МГХИ им. В. И. Сурикова, куда был принят сразу на II курс графического факультета при поддержке известного советского художника Е. А. Кибрика. В 1981 г. окончил МГХАИ им. В. И. Сурикова.
В 80-х годах художник работал в области уникального и печатного плаката. Им были созданы произведения, получившие признание публики и коллег. После чего он занимался книжной графикой, проиллюстрировал ряд книг.
Член Союза художников России (1998), Творческого союза художников России (1995), Московского Союза художников (2003), член-корреспондент Международной Академии культуры и искусств (2008), Член-корреспондент Российской академии художеств (2011).
Персональные выставки мастера проходили в России, Швеции, Норвегии, Южной Корее. Работы мастера находятся в российских музеях и частных собраниях в США, Германии, Норвегии, Японии, Швеции, южной Корее.
- «Времена Года: Вивальди, Чайковский, Пьяццолла»
- «Звучащие полотна. Ренуар, Мане, Моне. Романтика Шопена»
- «Музыка русского балета» Лебединое озеро, Щелкунчик и Спящая красавица
- Игорь Дрёмин: Дмитрий Иконников. Полёт в восходящем потоке. Вернисаж в ARTSTORY
- Свои/Чужие 18+
- «Кухня художника или «вход со двора»
- Выставка «Планета Перотти»
- Игорь Дрёмин: Мраморная пещера, Крым