Цикла дискуссий в программе курса «Импрессионизм. Ракурсы». В формате онлайн читать ~4 мин.
с 3 по 17 Февраля
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
3 Февраля 10 Февраля 17 Февраля
В период закрытия границ и ограничения работы музеев особенно актуальны проекты, дающие возможность людям поддерживать связь с искусством. Курс «Импрессионизм. Ракурсы» Академии Пушкинского стартовал в декабре 2020 года при поддержке Mastercard. Научные сотрудники музея рассказывают о зарождении и развитии стиля на примере выдающихся произведений импрессионистов.
Кульминация курса — цикл дискуссий, подготовленный совместно с просветительским проектом ScienceMe. Темы дискуссий касаются искусства конца XIX века и одновременно подразумевают освещение более широкого круга вопросов, связанных с современностью: побег от реальности через искусство, как искусство помогает расширить границы восприятия, роль женщин в искусстве.
В цикл вошли три дискуссии, которые пройдут в формате онлайн с 3 по 17 февраля. Трансляции будут доступны в официальном Youtube-канале, на странице Facebook и на сайте Пушкинского музея, на страницах Mastercard Russia в Facebook, Вконтакте и на сайте проекта ScienceMe.
Гоген и Ван Гог: пути эскапизма
3 февраля, 19:00
Гоген и Ван Гог — художники, которых объединяла дружба и совместное творчество. Оба были склонны к уходу от реальности. Они добивались этого прежде всего посредством путешествий и уединения. В 1886 году Гоген уехал в Бретань из Парижа, в 1891 на Таити, а затем на Маркизские острова. Ван Гог также в 1886 году покидает Париж и селится в Арле. Эти эпизоды в биографии отражены в их творчестве — у Гогена даже есть работа под названием «Бегство». Утопическое воображение захватило и Ван Гога, прибывшего в Арль, чтобы создать художественное объединение, которое по его плану должен был возглавить Гоген. Что это значило, и как бегство от реальности отражалось в творчестве художников? Насколько сильно влияние эскапистских стремлений в искусстве XIX века?
Спикеры:
Сергей Попов (модератор) — искусствовед, куратор, галерист, основатель московской галереи pop/off/art.
Алина Стрельцова — кандидат наук по филологии и искусствоведению, искусствовед, журналист, автор статей об арт-спонсорстве, влиянии коммерческой эстетики на современное искусство, новых музейных пространствах; шеф-редактор журнала «Искусство».
Кирилл Светляков — кандидат искусствоведения, куратор, научный сотрудник Третьяковской галереи.
Дмитрий Гутов — художник, теоретик искусства. Провел более 40 персональных выставок и принял участие в 160 коллективных выставках по всему миру, в том числе в Венецианской биеннале.
Искусство быть одиноким: художники в изоляции
10 февраля, 19:00
В изоляции художники нередко создавали свои самые великие произведения. Условия жизни во время эпидемии «испанки» отразились в творчестве Эдварда Мунка, написавшего автопортрет во время болезни. Эгон Шиле в 1912 году создал серию работ в тюрьме, куда он попал из-за обвинения в распространении порнографии. А Луиз Буржуа, несмотря на свою активную социальную и семейную жизнь, подчеркивала важность одиночества — возможность закрыть дверь и работать, изолируя себя от внешнего мира. «Одиночество, даже длительное одиночество, может быть исключительно полезным», — писала она. Дискуссия будет посвящена роли уединения и изоляции в истории искусства.
Спикеры:
Екатерина Кочеткова (модератор) — кандидат искусствоведения, заместитель директора по региональному развитию ГМИИ им. А. С. Пушкина, старший преподаватель исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, член Международного совета музеев (IСОМ).
Егор Плотников — художник, скульптор, участник международных выставок и VIII Московской международной биеннале современного искусства.
Владимир Дубосарский — художник, участник выставок в России и за рубежом, обладатель профессиональной премии среди художников, работающих в области современного искусства «Соратник» и медали 1-й Московской биеннале современного искусства «Достойному», лауреат профессиональной премии в области фотографии «Серебряный венок».
Анна Познанская — кандидат искусствоведения, искусствовед, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ имени А. С. Пушкина, куратор ряда выставок, в том числе выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард».
Женская история импрессионизма
17 февраля, 19:00
Импрессионизм считают первым направлением в искусстве, в котором присутствовал гендерный баланс. Женские имена звучат в нём громче, чем раньше: Мари Кассат, Берта Моризо, Ева Гонсалес, Мари Бракемон. Несмотря на это, мир искусства продолжал игнорировать вклад женщин. Тем не менее некоторые из арт-теоретиков отмечают радикальные изменения, спровоцированные именно женщинами-импрессионистками. Историк искусства Гризельда Поллок говорит, что импрессионизм как разрозненное направление был частью европейской модерности XIX века, в которой публичное пространство все ещё оставалось недоступным для женщин. Вероятно, появление женщин в импрессионизме стало подспорьем для их политической эмансипации.
Спикеры:
Константин Плотников (модератор) — кандидат филологических наук, искусствовед, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС, доцент гуманитарного факультета НИУ ВШЭ.
Илектра Канестри — преподаватель образовательных программ Британской Высшей Школы Дизайна и Московской Школы Кино. Постоянный лектор Московского Музея Современного Искусства. Журналист, фэшн-обозреватель, эксперт в области моды и дизайна.
Алиса Йоффе — художник, участница 20 групповых и 19 персональных выставок в музеях и галереях России и Европы, в том числе Триеннале российского искусства в «Гараже», Уральской индустриальной биеннале.