ДАГЕРОТИП, АВТОХРОМ, ПОЛАРОИД 1/1 читать ~6 мин.
с 19 Ноября
по 26 ЯнваряГалерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ул. Волхонка, 14
Москва
Куратор: Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии
Выставка приурочена к 180-летию изобретения фотографии. На выставке будут представлены три редкие технологии в истории фотографического искусства — дагеротип, автохром, полароид. Эти технологии не позволяют тиражировать произведения, они существуют в единственном экземпляре. Также будут показаны первые образцы фотографии, созданные при помощи трех основных процессов: черно-белого, цветного, моментального.
Экспозиция будет состоять из 115 работ, представляющих большинство жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые зарисовки, научную и прикакладную фотографию. Работы предоставят музеи Франции и Австрии (Французская национальная библиотека и Французское фотографическое общество в Париже, Музей фотографии Westlicht в Вене). Среди авторов: Луи Дагер, Сергей Левицкий, Леон Жимпель, Антонен Персонна, Стивен Шор и Хельмут Ньютон.
Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда на заседании Академии наук был обнародован доклад о технологии, придуманной французом Луи Жаком Манде Дагером, названной его именем. Франция открыла всему миру секрет фотографии, и мир с удивлением впервые увидел свои отражения.
На протяжении своей 180-летней истории фотография воспринималась как тиражный способ создания изображений, и даже, став признанным видом искусства, это обстоятельство, казалось, приуменьшало её достоинства. Но были и исключительные примеры — процессы, которые не подразумевали получения копий, и эта единичность приближала их оценку к традиционным критериям искусства. Очарование уникальных отпечатков привлекало многих фотографов, которые мечтали быть художниками. Технологии создания снимков, не имеющих повторений, заняли особую нишу в истории фотографии.
Выставка продемонстрирует три основных исторических метода, с помощью которых создается единственное изображение: дагеротип, автохром, полароид.
Дагеротип считается первым фотографическим процессом — искусство светописи началось именно с дагеротипии. На выставке будут представлены дагеротипы из собрания Французской национальной библиотеки в Париже, датированные 1840–1850 гг., дающие представление об особенностях технологи, вариантах оформления пластин, типичных темах и мотивах, географии распространения.
Автохром считается первым цветным процессом фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году. Автохромы оставались единственным массовым способом цветной фотосъёмки вплоть до середины 1930-х гг. На выставке будут представлены автохромы из собрания Французского фотографического общества в Париже, относящиеся к периоду с 1907 по 1930 год.
Полароидные отпечатки стали первым способом получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1947 году и получил массовое распространение в 1970-х – 1980-х. Единичный цветной отпечаток на готовой карточке Polaroid в своем роде оказался предшественником цифровой фотографии – результат съёмки можно увидеть моментально. На выставке будут представлены полароиды из крупнейшего собрания Музея фотографии Westlicht в Вене, датированные 1975–1989 гг.
Особенностью выставки является экспонирование трех технологий в одном пространстве, представляя новый взгляд на суть фотографии, на её качества как произведения искусства, неповторимого в своем роде. Тиражная фотография обычно имеет цифровое обозначение через знак «/», что означает номер отпечатка из тиража, к примеру: 2/5 – второй отпечаток из пяти. В названии выставки подчеркивается уникальность фотоснимков: тираж 1/1 – один из одного.
Экспозиция располагается в семи залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, три из которых занимают тематические инсталляции, посвященные представленным технологиям. В зале с инсталляцией дагеротипа зритель попадет в пространство с зеркальной поверхностью, которая создает фантастическую иллюзию, перенося его в то время, когда люди впервые смогли увидеть свою «фотографическую копию», ведь дагеротип называли «зеркалом с памятью». Инсталляция автохрома погрузит в мираж цветного изображения. Пятна синего, зеленого и красного цветов многократно отражаясь в зеркальном коридоре, позволяют зрителю оказаться внутри автохрома. В зале с инсталляцией поляроида можно будет увидеть весь радужный спектр, погрузиться в созерцание цветной галлюцинации, ставшей неотъемлемой частью культуры 1970-х – 1980-х годов.
На выставке будут представлены работы изобретателя фотографии француза Луи Жака Манде Дагера, одного из ключевых английских дагеротипистов Антуана Клоде, а также известного мастера светописи в Российской империи – Сергея Левицкого; автохромы Антонена Персонна – коллекционера работ импрессионистов и талантливого фотографа Французского фотографического общества. Среди поляроидов работы американского пейзажиста Энсела Адамса, пионера итальянской цветной фотографии Луиджи Гирри, американских фотографов Стивена Шора и Аарона Сискинда, а также знаменитого фэшн-фотографа Хельмута Ньютона. Работы предоставлены Национальной библиотекой Франции и Французским фотографическим обществом в Париже, фотографической Коллекцией Остлихт в Вене и Государственным историческим музеем в Москве.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
В знаменательный для фотографии год ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку уникальных снимков. Выразительные возможности художественной фотографии безграничны. Само видение мира «в кадре» – наследие живописи, а рамка картины – первая раскадровка. Фотография – это не только выдержка, диафрагма, оптика объектива и типы пленки, это в большой степени исследование, опыт, выражение таланта художника. Фотография освободила живопись от утилитарной функции – изобразительной фиксации факта, что было одной из важнейших задач искусства. Можно сказать, что фотография во многом повлияла на эволюцию живописи,
способствовала выявлению ее неповторимой специфики. Но фотография также многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства.
Ольга Аверьянова, куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина:
На всем пути своего развития фотография выстраивает сложные отношения с реальностью, которые, как оказалось, могут быть и настоящими, и «фиктивными». В этих отношениях и заключена формула фотографии: бесконечная иллюзорность реальности и вымысла, искусства и жизни.
Секрет фотографии заключается в том, что она может быть всем. Она превосходно выполняет архивную функцию, имея для этого особый набор изобразительных кодов. За свою относительно недолгую жизнь она собрала колоссальный визуальный архив, без которого уже трудно представить современную жизнь. Ее можно использовать для переосмысления реальности, выполняя условия эстетического перекодирования действительности, находя ей место в мире иллюзий, каким является искусство.
Фотография предлагает собственные модели и способы, чтобы продемонстрировать, что объекты, оказавшись в объективе камеры, находятся в процессе смены их материального состояния и скоростей их циркуляции — от реальных до умозрительных, от медленной (архивация) до бесконечно быстрой (репродукции). Этическая проблематика фотографирования остается сложной и все еще не до конца устоявшейся. По-прежнему актуальны вопросы: как и зачем создаются визуальные архивы, что позволяет им превращаться из документального свидетельства в материал для творческого осмысления. Выставка поможет ответить на них.
Участники выставки:
Национальная библиотека Франции, Париж
Французское фотографическое общество, Париж
Музей фотографии Коллекция Остлихт, Вена
Государственный исторический музей, Москва
Кураторская экскурсия по выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»
13 декабря в 18:00,
20 декабря в 18:00
Вход по билету на выставку (400 руб.)
- Мастер-класс Съемка дагеротипа в современном мире: как и для чего
- Стенд Минкультуры России объединит лучших реставраторов России
- Выставка Евгения Александровича Андреева «Реальная геометрия»