DANCE OPEN – 2017: путь к себе читать ~11 мин.
Как известно, путь к точке сборки мира лежит через дорогу к себе. «Познай себя», – гласит древняя мудрость, – и столетия культурного опыта вторят ей на разных языках. А настоящее говорит на всех сразу. В пространстве культуры все глубже и ярче эксперимент, в котором танец, музыка, литература, театр, кино, живопись, фотография, телесные и духовные практики – встречаются, пересекаются и сплетаются в единый многослойный текст. И пусть эти языки непереводимы один на другой, но они дополняют друг друга и в этом обретают новые смыслы, новую силу и новое звучание. В поисках гармонии, свободы, творчества мы жонглируем мирами: обращаемся к сказке – она мягко обнажает суть вещей; пускаемся в эзотерику, переосмысливаем историю, изобретаем формулу любви. Мы все те же, но иные: не боясь заглянуть в бездну, все яростнее ищем выход из экзистенциального лабиринта и, создавая культурный слой своего времени, не перестаем верить в силу и мудрость искусства.
Спектакли XVI сезона крупнейшего в России фестиваля балета Dance Open пройдут на Основной сцене Александринского театра с 13 по 24 апреля. По числу и статусу премьер, представительству балетных коллективов и стилистической многогранности программы зрителей ожидает крупнейший и один из самых ярких сезонов в истории Dance Open.
Открытие сезона состоится 13 апреля всеми любимой сказкой. Важно отметить, что впервые в истории Dance Open в программу фестиваля включён детский спектакль. Но, поверьте, его надо смотреть обязательно, и именно всей семьей. Свою «Снежную королеву» худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров создал в соавторстве с российским композитором Артемом Васильевым. Пронзительный смысл вечной истории на запредельном для слова уровне раскрывают музыкальные образы, захватывающие и обаятельные, и богатейший рисунок танца.
Хореографию Самодурова сложно отнести к конкретному направлению: блестяще цитируя танцевальные стили от Петипа до «Риверданса», Вячеслав презентует зрителям и критикам «дайджест мирового балета», умудряясь при этом оставаться самим собой и никогда не опускаться до копий. Добавьте к этому потрясающую сценографию и изобретательную режиссуру, и вы поймете, почему во время недавней мировой премьеры спектакля на протяжении двух с лишним часов и дети, и взрослые завороженно смотрели на сцену. Никто не хотел пропустить что-то важное. В одном из интервью Вячеслав Самодуров сказал, что его «Снежная королева» – это, скорее, рассказ о том, что можно духовно расстаться с близкими людьми, физически не уходя от них. И о том, каких усилий стоит восстановить тепло и любовь родных, и какой путь порой надо проделать, чтобы вернуться и вернуть.
Мы уверены, что сегодня об этом надо говорить особенно громко. И, конечно, о красоте тоже. Эстетическую многослойность, образность и характерность постановки, которую можно пересматривать бесконечно, отметили не только критики, но и зрители разных возрастов.
Очень возможно, что этот спектакль, как сверкающая игрушка из волшебного сундука, добавит именно вашему ребёнку незабываемых красочных и счастливых впечатлений детства. А вам – согреет душу, напомнив о временах, когда садик был чуть больше цветочного горшка, но розовые кусты цвели в нём даже зимой.
15 апреля размышления о поиске пути к себе будут продолжены едва ли не самым эзотерическим экспериментом в новейшей истории танцевального искусства. На протяжении многих лет израильская танцевальная компания «Батшева» во главе с её бессменным лидером Охадом Наарином остается не просто хедлайнером contemporary dance, но идеологом и разработчиком одной из самых мощных философских телесных практик – импровизационной техники Gaga. Правда, сам Охад Наарин считает, что речь идет не о технике, а о новейшем языке телесности: овладев им, человек освобождает себя от искусственных оков гравитации и приличий, достигая извечно искомого баланса материи и духа, которые начинают работать в сотворчестве. Тело обретает мудрость, а разум – животную интуицию на уровне всех доступных природе органов чувств. Отсюда одновременно текучесть и исступленная точность, мучительная угловатость и, вместе с тем, ритуалистичная простроенность движений танца.
На Основной сцене Александринского театра Dance Open представит знаменитый спектакль «Вирус Наарина». Строго говоря, его нельзя назвать балетом в традиционном понимании. Его основа и точка вдохновения — текст Петера Хандке, одного из ключевых писателей второй половины ХХ века, «великого смутьяна» европейской «новой волны». Пьеса «Оскорбление публики» была написана ещё в 1960-х и стала едва ли не программным произведением неоавангардизма: отсутствие сюжета, действия и даже персонажей, позволяет очистить «данный момент времени в данной точке пространства» от любых смысловых примесей, диктуемых словами.
Звукопись слов философского текста, каллиграфически выписанного не столько телом каждого конкретного танцовщика, сколько единым организмом ансамбля, позволяет проникнуть буквально в самую ДНК танцевального движения. Наарин не столько «ставит спектакль», сколько освобождает танцовщиков и зрителя, погружая их в глубины пластического креатива.
Мировая премьера «Вируса» состоялась 14 марта 2001 года в Центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве. Но даже через полтора десятилетия после он выглядит ошеломляюще новаторским и «иным». Потому что из раза в раз процесс постановки спектакля продолжается. С танцовщиками и зрителями в главной роли. Из раза в раз – в поисках пути от себя к себе.
17 апреля зрители Dance Open увидят «Золушку» Пермского балета. Художественный руководитель труппы Алексей Мирошниченко и его творческая лаборатория представят, пожалуй, самую оригинальную интерпретацию всемирно известной сказки: её сюжет перенесен в Москву конца 50-х-годов XX века, а действие происходит в пространстве «Главного театра страны».
Как старик Эгль подарил когда-то мечту маленькой Ассоль, так волшебник сцены дядя Яша смастерил для юной талантливой балерины волшебно удобные пуанты. И с этого началась её история: без мачехи и злыдней сестер, без эффектных метаморфоз кареты и тыквы и даже без интриги с пропажей хрустальной туфельки в интерьерах дворца.
1957 год. «Главный театр страны» ставит «Золушку» – и вокруг постановки стремительно закручивается целый клубок интриг, страстей, интересов. Стареющие примы дружат против юной звезды, молодой хореограф побеждает в творческом поединке замшелого мэтра, весомая министерша вершит судьбы искусства, заморский принц появляется на Фестивале молодежи и студентов, агенты спецслужб ревностно следят за чистотой нравов и политической ориентацией граждан, зарубежные гастроли полностью преображают гардероб артистов…
Что же создал Пермский балет? Не сказку и не притчу, а скорее роман о театре, своем искусстве и об истории своей страны – которая у нас одна на всех. Роман о том, как прожить жизнь, не изменив своей мечте, и, конечно, о любви настоящей и вымышленной, о счастье сказочном и реальном, о судьбе необычной и самой обыкновенной, человеческой.
Мировая премьера пермской «Золушки» состоялась в декабре прошлого года. Премьера в Петербурге обещает стать подлинным украшением фестивальной программы. В этом спектакле есть все. Полномасштабный классический балет с роскошной музыкой, обилием костюмов и декораций, «большая» хореография и оригинальная режиссура в духе рязановской «Карнавальной ночи» или даже «Весны» Григория Александрова. Есть хореографические приметы «балетного реализма» 30-х и «балетного симфонизма» 50-х, динамичная смена картин и эпизодов, сотни костюмов, создающих упоительно ностальгическую, порой щемящую ауру. Есть искрящийся юмор и богатый аллюзиями драматургический язык…
А ещё – умный, тонкий и по-человечески мощный финал: не благодаря, а вопреки. Другой, чем в сказке, предопределённый злокозненностью темных сил, но от этого только более пронзительный и светлый. И, конечно же, подлинное эстетическое удовольствие от работы Пермской труппы – особенно тепло принимаемой в Петербурге, несомненно, одной из лучших сегодня в России и в мире.
19 апреля Национальный балет Польши представит спектакль «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, которую многие исследователи считают его поэтическим завещанием – непредсказуемым, многослойным и открытым для бесконечных интерпретаций. Предстоящая российская премьера во многих смыслах претендует на то, чтобы стать кульминацией сезона.
Судите сами. Сказочно-философский сюжет притчи гения ренессанса. Достойная драматургического материала режиссура: дурманящий микс эмоций и смыслов, вихрь, несущий свежие силы духовного обновления. Неоклассическая хореография Кшиштофа Пастора – квинтэссенция современного переосмысления классических канонов. Сильная академическая труппа, стремительно поднявшаяся к верхним строкам балетных рейтингов. Изысканная сценография, сочетающая ожидаемую театральность и настоящий прорыв в применении современных технологий. Видео-сценография иранской художницы Ширин Нешат, названной в 2010 году «Художником десятилетия», созданная в сотворчестве с Шоджем Азари. Костюмы «предельно театральной» Татьяны ван Вальсум. Музыкальный ряд, напоенный ритмом иранских народных мелодий и прошедший сквозь единое ментальное пространство европейской культуры – от шекспировского современника Таллиса до молодого и дерзкого Мишеля ван дер Аа.
Здесь – настоящее слияние талантов, и, несмотря на разновекторность сил, всё здесь гармония, все – единство, все – равновесие и баланс.
Сам Кшиштоф Пастор считает, что у этой пьесы нет однозначного финала или морали. Возможно, Шекспир намеренно оставил так много пространства для толкований. И тогда становится понятно, почему «Буре» не нужен пассивный наблюдатель: каждый раз она требует от зрителя интеллектуального соучастия, и в этом секрет её современности.
Два вечера подряд, 21 и 22 апреля, Dance Open и творческий партнер проекта петербургская компания БУШЕ представляют исключительное событие, которое команда фестиваля готовила несколько лет: гастроли одной из ведущих современных балетных трупп мира – Нидерландского театра танца / NDT 1.
В состав труппы под руководством мэтра Пола Лайтфута входят 28 феноменальных танцовщиков из разных стран мира в возрасте от 24 лет до 41 года, каждый из которых – подлинный талант. В репертуаре труппы – свыше 600 постановок таких выдающихся балетмейстеров, как Иржи Килиан, Ханс ван Манен, Кристал Пайт, Марко Гёке, Александр Экман и других. NDT1 активно гастролирует по миру: ежегодно спектакли труппы проходят в разных странах Европы, США, Азии и Австралии.
В нынешнем театральном сезоне звездный маршрут NDT1 ведет в Петербург. Зрители Dance Open увидят три знаменитых одноактных спектакля: «Дотянуться до звезд» («Shoot The Moon») и «Немое пространство» («Silent Screen») Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Филипа Гласса, а также мини-балет «Тонкая кожа» («Thin Skin») Марко Гёке на музыку Патти Смит и Кейт Джарретт.
Cмешав в Shoot The Moon лирическую красоту движений с конвульсивной буффонадой внутреннего безумия, намеренно пропустив метафору паники и страсти сквозь ленту повторяющихся кадров черно-белого кино, Лайтфут и Леон создали бесконечную серию отражений одной истории. Истории любви, сюжет которой, казалось бы, затерт и прост, но… Покрытые черно-белыми обоями стены продолжают движение, и, каким бы способом ты не решил покинуть этот экзистенциальный лабиринт – через окно или через дверь, универсального ответа, как «Дотянуться до звезд», не существует в природе. Ведь путь от себя к себе у каждого свой.
Продолжая сращивать танец с другими видами искусств – с театром, кино, музыкой, инновационным визуальным арт-опытом, – в «Немом пространстве» творческий тандем Лайтфут и Леон ставит блистательный психологический эксперимент. В буквальном смысле они создают историю, которую зритель рассказывает себе сам. Фон соткан из больших экранов, на которых, словно во сне, возникают, перевоплощаются и сменяют друг друга причудливые образы. 45 неимоверных минут Silent Screen окунает зрительный зал то в полное спокойствие, то в форменную панику под звуки известных кинематографических мелодий мистического Филипа Гласса.
«Тонкая кожа» (Thin Skin) — это посвящение иконе панк-рока и поэту Патти Смит. Ритмически сложные музыкальные композиции, подчас исполняемые на одном дыхании, визуально и акустически созвучны ни на что не похожему неистовому языку тела, созданному Гёке. «Сознание — это картинка. И в этом намёке на спираль есть уголок. Возможно, — это вирус, возможно, — это татуировка духа», – пишет Смит, и танцоры Гёке, с ног до головы покрытые татуировками, создают под эти слова постоянно меняющийся эфемерный мир. Танец неуловим, но он проникает через кожу, через тонкую кожу… И становится частью тебя на пути, где никто не даст ответа: свою ли жизнь ты живешь? Никто. Кроме тебя самого.
Кроме пяти вечеров, пяти спектаклей, пяти встреч и бесед с великими хореографами и сильнейшими коллективами современности, зрителей фестиваля ждет Гала звезд Dance Open. Традиционно завершающий сезон экскурс по вершинам мирового хореографического опыта соберет только самых ярких звезд балетного мира. В программе концерта, который состоится 24 апреля, заявлены солисты ведущих балетных трупп и их самые яркие номера.
Off-программа Dance Open подарит шанс встретиться с хореографами- постановщиками программных спектаклей XVI сезона и даже попасть на мастер-класс к некоторым из них. В дни фестиваля на одной из модных арт-площадок Санкт-Петербурга пройдёт аукцион балетной фотографии, состоятся лекции и открытые профессиональные дискуссии с участием авторитетных хореографов и ведущих балетных критиков.
Международная образовательная программа для студентов балетных школ мира в этом году пройдёт с 20 по 24 апреля в учебных классах Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Среди преподавателей мастер-классов – ведущие солисты балета с мировым именем, педагоги-репетиторы Мариинского театра, академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 23 апреля на сцене Эрмитажного театра пройдёт отчетный Гала-концерт юных звезд.
- DANCE OPEN – 2017
- «Выжившие Пробуждение» – обзор после просмотра
- Специально для сериала Ридли Скотта Ричард Престон перепишет свой роман
- ТЕПЕРЬ ТЫ ЗНАЕШЬ