DANCE OPEN 2023 читать ~7 мин.
с 10 по 18 Апреля
Александринский театр
пл. Островского, 6
Санкт-Петербург
С 10 по 18 апреля на основной сцене Александринского театра при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга пройдёт XXII сезон Международного фестиваля балета DANCE OPEN.
В Петербург приедут более 250 артистов, представляющих 10 мировых хореографических брендов из Франции, Венгрии, Бразилии, Кубы, Аргентины и России.
После перипетий трёх последних лет команде DANCE OPEN удалось организовать фестиваль в полноценном формате – так, как он задумывался изначально и существовал до последнего времени: зарубежные труппы, нетривиальные, порой противоречивые и иногда по-хорошему шокирующие постановки, тренд сеттеры балетной хореографии, российские премьеры, мастер-классы от ведущих мировых хореографов и паблик-токи, на которых обретают очертания витающие в воздухе тенденции современного балета.
Программа XXII сезона соткана из историй личных и творческих побед, случившихся «вопреки». Задорные стрит-дансеры Tie-Break, оттачивавшие виртуозные трюки на городских окраинах, заставили ахать от восторга самую рафинированную публику сначала Франции, а затем и всего мира. Бразильская труппа Муниципального балета Сан-Паулу, начинавшаяся как тяжеловесный анахронизм, превратилась в полную созидательной энергии компанию современного, актуального танца. Дюжина ковбоев Malevo, вооружённых причудливыми барабанами, хлыстами и неукротимой мужской энергетикой, опрокинула всемирный стереотип «аргентинский танец = танго» и породила моду на экзотическое маламбо. Три худрука российских балетных театров — один давно укоренился на Урале, другой принял труппу прямо накануне пандемии, третий — внезапно сменил сцену на руководящую должность в 24 года — собрались в сенсационной программе Пермского балета, которая стала манифестом новой российской хореографии.
10 апреля фестиваль откроет российская премьера – виртуозная комедия в стиле брейк-данс «Лобби». Если человеку дано чувство юмора, он сумеет сделать смешным что угодно. Даже изматывающую гонку по отелям и номерам, составляющую проклятье любого занятого человека наших дней — будь он популярный артист или востребованный бизнесмен. Эстетика такси и аэропортов, философия «жизни везде и нигде», отельная роскошь на час и показной комфорт строго на оплаченное время — как это сперва желанно, потом привычно и… как же это, в сущности, смешно.
Лионская труппа Tie Break – компания виртуозных хипхоперов, тех, что способны исполнять фуэте на голове и так прогибать спину в движении, будто в ней 168 позвонков. Танец, когда-то начинавшийся на улице и пугавший добропорядочных граждан интенсивностью баттлов, давно стал своим на самых почтенных сценах. При этом не уменьшились виртуозность и азарт – парням так же важно захватить внимание многоярусного театра, как прежде – своих ровесниц из окраинного района.
«Лобби» — это настоящая «брейк-данс-хип-хоп-комедия» в духе Чаплина и Бастера Китона, созданная на мелодии и в импровизационной логике джаза и исполненная сверх виртуозами самого головокружительно-акробатического из танцевальных жанров.
12 апреля DANCE OPEN предлагает зрителям недавнюю премьеру из Перми – программу «СЕВАГИН/САМОДУРОВ/ПИМОНОВ». Никогда ранее российские театры не выпускали вечера, обозначенные на афишах лишь фамилиями хореографов. И такой ход фестиваля – знак признания художественным руководителям трёх театров: бывший премьер Мариинского театра, балета Нидерландов и английского Королевского балета Вячеслав Самодуров возглавляет Екатеринбургский балет уже 10 лет; Антон Пимонов, бывший солист Мариинского театра, третий год руководит балетом Перми; а учившийся в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой и после неё ушедший танцевать в московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин в том же театре год назад стал художественным руководителем. Но это – те люди, которые определяют сегодняшний балетный пейзаж страны: выпускают главные премьеры и кого выдвигают на «Золотую маску».
Трёхчастная премьера пермского театра призвана показать, каким может, а то и должен быть балет в XXI веке. Налицо неисчерпаемость языка классического танца, которому современный росчерк придают исполнительская виртуозность, остроумие хореографов, их чуткость к пульсации эпохи. И, конечно, работа с ныне живущими композиторами: две из трёх партитур этого вечера написаны по заказу пермского театра Владимиром Ранневым и Антоном Светличным. Оба – авторы с опытом, но в таком жанре выступают впервые.
14 апреля три одноактных балета в программе «Движение» представит одна из лидирующих балетных трупп Бразилии, прошедшая все этапы развития: от почтенной европейской классики через страстное увлечение Баланчиным – к работам современных хореографов.
Муниципальный балет Сан-Паулу стремится быть в авангарде танцевальных тенденций, а его девизом по сей день являются слова: «Наше движение говорит правду о времени, в котором мы живём».
Высокий технический уровень его танцовщиков и всей постановочной команды уже давно привлекает топовых хореографов со всего мира, заинтересованных в реализации своих творческих планов. Bот и на этот раз в Петербурге будет показана программа, поставленная Каэтано Сото, Ихсаном Рустемом и Ициком Галили – европейскими хореографами, профессиональное формирование которых произошло в Нидерландах, и потому их язык танца сочетает в себе как классическую выучку, так и решительный спор с традициями. Яркая, острая пластика, открытые чувства и неожиданные решения – все это используют хореографы, чтобы рассказать зрителям своё видение об общем благе и личном счастье.
16 апреля продолжит гастрольную программу фестиваля аргентинская труппа Malevo – дюжина парней, вбивающих подкованные каблуки в пол, выстукивающих ритм на больших барабанах и готовых покорить всех женщин мира.
Их шоу выросло из национального танца пастухов: ещё со времён средневековья на бескрайних степных просторах, но в тесном кругу добрых друзей гаучи танцевали именно маламбо. Выйдя на профессиональную сцену, народный танец существует уже по другим законам жанра, — преображается, дополняется новыми выразительными средствами, чтобы донести до нас, сегодняшних зрителей, свою изначальную глубинную суть.
Команде хореографа Матиаса Хайме, в юности занимавшегося и классическим балетом, и фламенко, и танго, определённо нравится фьюжн. Если старые гаучо, в основном, были преданы игре на больших барабанах, то Malevo представили сапатео как важный ингредиент своего шоу и щедро приправили его новой эстетикой: плохие парни («малево» в Аргентине называют скандалиста или хулигана) с горящими глазами и развевающимися по ветру чёрными шевелюрами врываются на сцену в кожаных куртках – и публика сама не замечает, как вскакивает с кресел и начинает пританцовывать в такт бешеному ритму.
Хайме отлично представляет себе, каким должно быть современное высокотехнологичное шоу (с изощрённым светом и видео технологиями), и, взяв за основу национальный танец, хореограф модернизировал его, сделав созвучным XXII веку, – и маламбо перестал быть музейным артефактом, а стал событием яркой и захватывающей жизни.
Насыщенный календарь XXII сезона фестиваля дополнят 2 события образовательной программы.
12 апреля команда фестиваля проведёт запланированную профессиональную встречу DANCE OPEN Talk. Ведущие хореографы Северного и Южного полушарий поделятся своим мнением о глобальных и локальных данс-трендах. В Царском фойе Александринского театра встретятся Касси Абрансис, хореограф, художественный руководитель Муниципального театра Сан-Паулу (Бразилия); Антон Пимонов, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета; Лейла Гучмазова, данс-балетный критик и Ольга Беленкис, креативный продюсер Международного фестиваля балета DANCE OPEN.
17 апреля всех любителей современной хореографии и в особенности практикующих испанский национальный танец фламенко, ждёт настоящий подарок: они смогут присоединиться к мастер-классу Матиаса Хайме, лидера и основателя всемирно известной аргентинской мужской танцевальной компании MALEVO. Хореографический урок пройдёт на сцене Театра музыкальной комедии. Вход для желающих свободный, но требуется предварительная регистрация на сайте фестиваля.
Несмотря на насыщенность программы XXII сезона, эпицентром бурного водоворота фестивальной жизни, в который неизменно притягивается все самое лучшее и самое интересное из мира хореографии, был и остаётся Гала DANCE OPEN. Традиционное хореографическое шоу состоится 18 апреля на основной сцене Александринского театра. В программе вечера выступят и иностранные представители главных сцен мира, и российские балетные звезды – те, что сияют каждый день на сценах наших лучших театров, но для DANCE OPEN всегда приберегают что-то заветное, что-то самое любимое.
Дополнительная информация о XXII сезоне фестиваля – на сайте danceopen.com
- Бэнкси: Вандализм или Арт?
- Ансамбль Игоря Моисеева отпразднует 90-летие начала творческой деятельности своего создателя на сцене Большого театра
- Проект «Новый год ВЗале». Моноспектакль “Колобок” в Галерее «Богородское»
- Королева фуэте. Софья Головкина