«Династия Романовых. Портретная гравюра из собрания Калужского музея изобразительных искусств» читать ~3 мин.
с 24 по 29 Августа
Калужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
С 24 августа в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103) начнёт работу выставка «Династия Романовых. Портретная гравюра из собрания Калужского музея изобразительных искусств».
Выставка «Династия Романовых. Портретная гравюра» организована в рамках национального туристского проекта «Императорский маршрут», разработанного Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» с целью сохранения историко-культурного наследия российских регионов. Все графические произведения происходят из бывшего частного собрания Александра Сергеевича Гершельмана (1893 – 1977). Герой Первой мировой войны, награжденный орденом св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость», Гершельман в 1920-х годах жил в Берлине, Мюнхене, Вене. В 1948 году он переехал в Аргентину, а в 1961 году стал одним из организаторов Выставки старинного русского искусства в Буэнос-Айресе. В 2015 году художественная коллекция была передана в дар Калужскому музею изобразительных искусств дочерью собирателя Мариной Александровной Гершельман-Аксаковой.
Выставка знакомит зрителя с коллекцией гравированных портретов членов Царской семьи, исполненных в технике пунктира. Портретная гравюра – яркое явление русской художественной культуры. Развиваясь вместе со всем изобразительным искусством, гравюра тем не менее имеет ряд особенностей, связанных с применяемыми техниками и с эволюцией художественных стилей. Портретная гравюра требовала от мастера умения создать четкий рисунок, продумать светотеневую моделировку, тщательно отобрать детали. Созданные по живописным оригиналам гравированные портреты по своим художественным качествам нередко превосходили прототипы.
Портретные гравюры выполнены французскими мастерами Жозефом Меку (1771 – 1832), Шарлем Жоанно (1795 – 1825), Антуаном Купе (1784 – 1852), Фридрихом Теодором Джоном (1769 – 1843) по миниатюрам на эмали Жана Анри Беннера (1770 – 1836). Ж. А. Беннер – французский художник, ученик прославленного миниатюриста Жана Батиста Изабе. В 1815 – 1816 годах работал в Варшаве, откуда был приглашен князем А. Б. Лобановым-Ростовским в Петербург для создания «Романовской сюиты». Миниатюры художник исполнил по живописным оригиналам, находившимся в галерее Императорского Эрмитажа. Династические портреты, созданные вскоре после победы Александра I над Наполеоном, охватывают три века русской истории. Портреты точно следуют оригиналам и составляют единый по стилю ансамбль. Работы Ж. А. Беннера стали значительным явлением для искусства миниатюры в России, во многом сформировали эстетические вкусы аристократии того времени.
Альбом гравюр был издан в Париже в 1817 году под названием «Собрание двадцати четырёх портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение гравировать сии Портреты». Роскошное малотиражное издание распространялось преимущественно по подписке между членами царской семьи, европейских королевских домов и представителями аристократии.
Коллекция А. С. Гершельмана содержит двадцать из двадцати четырёх портретов, входивших в альбом: портреты Михаила Фёдоровича (1596 – 1645), Алексея Михайловича (1629 – 1676), Фёдора III Алексеевича (1661 – 1682), Иоанна V Алексеевича (1666 – 1696), Софьи Алексеевны (1657 – 1704), Петра I (1672 – 1725), Екатерины I (1684 – 1727), Петра II (1715 – 1730), Анны Иоанновны (1693 – 1740), Елизаветы I Петровны (1709 – 1762), Петра III (1728 – 1762), Павла I (1754 – 1801), Александра I (1777 – 1825), Марии Фёдоровны (1759 – 1828), Елизаветы Алексеевны (1779 – 1826), великой княгини Александры Фёдоровны (1798 – 1860), великого князя Константина Павловича (1779 – 1831), великой княгини Марии Павловны (1786 – 1859), великой княгини Екатерины Павловны (1788 – 1810) и великого князя Николая Павловича (1796 – 1855), взошедшего на престол спустя восемь лет после выхода в свет альбома.
Выставка продлится до 29 августа.
- Праздник «День дарения»
- Выставка «Дары и приобретения»
- Интуитивная живопись - портрет самого себя
- «Домосед» Фердинанда Ойоно, краткое содержание