Дмитрий ТУГАРИНОВ. Выставка к 60-летию мастера читать ~4 мин.
с 16 Февраля
по 6 МартаРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
16 февраля 2016 года в 16. 00 в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, дом 21 состоится открытие выставки скульптурных произведений заслуженного художника России, академика РАХ Дмитрия Никитовича Тугаринова, приуроченной к 60-летию мастера.
В состав экспозиции вошло около 300 скульптурных произведений разных лет.
Д. Н. Тугаринов родился 5 февраля 1955 году в Москве. В 1979 году окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская М. Ф. Бабурина и Н. В. Томского). Лауреат премии Московского комсомола, премии Парижского салона, обладатель Гран-при на международном конкурсе «Портрет современника» в Праге, кавалер Ордена Святой Анны Ш степени, участник Квадриеннале современного искусства во Франции в 2014 году. Награжден золотой медалью Российской академии художеств.
Дмитрий Никитович Тугаринов –легендарный персонаж, ныне занимающий особое место в российской скульптурной школе. Его называют «Гоголем в скульптуре». Как и у великого писателя, работы Тугаринова отличает остросовременный спектр образов, хотя в них угадываются и знакомые каждому традиционные черты. Он сам и его творчество существуют в некоем мифологическом пространстве, отображая особый мир, полный экстравагантности и вечной иронии.
В каждой из работ художник ищет острую характерность образа, нередко заостряя его до гротеска. За неожиданной, непредсказуемой, наполненной пластическими парадоксами формой ощутима подлинность реальной жизни его персонажей. В их странных, необычных поступках проявляется непреодолимое желание изменить привычный порядок вещей.
Конкретный сюжет во многих работах Тугаринова отсутствует, своё отношение к явлениям и событиям он выражает через подтекст и метафору. Художник часто берет за основу композиции общеизвестную притчу или сказку, смысл которой прочитывается в контексте современных проблем. «Жил-был царь», «Золотой петушок» – его композиции вызывают различные ассоциации с нашей сегодняшней жизнью, юмор превращается в иронию, сарказм, обретает гротескное звучание. Пластические парадоксы Тугаринова будоражат зрителя, разрушая инерцию равнодушного созерцания.
За всю свою творческую практику Тугаринов создал более шестисот станковых и монументальных работ. Однако в залах Российской академии художеств будут выставлены лишь основные произведения скульптора.
Экспозиция концептуально разделена на десять залов, каждый из которых посвящен определённой теме. В первом зале гостей экспозиции будет встречать знаменитая работа «Туфельки» – маленькая девочка в маминых туфлях, идущая по импровизированной свалке скульптур.
Особое место в экспозиции занимают работы художника, посвященные образу великого русского полководца Александра Суворова.
Дмитрий Тугаринов – единственный скульптор за всю историю Швейцарии, кому удалось установить две скульптуры Суворову высоко в Альпах на перевале Сен-Готард – в месте перехода его победоносной армии в войне с наполеоновскими войсками и в городе Эльм, напротив дома, где полководец останавливался на ночлег. При этом, в Швейцарии по закону запрещено ставить монументы военным и иностранцам. Как бы то ни было, открытие его памятников и связанные с ними юбилеи в Альпах сегодня проходят в присутствии большого количества посетителей.
Необычно пластическое решение первого памятника. Скульптурная композиция поставлена непосредственно в горном ландшафте, на скале, без постамента. Художник изображает этого великого человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения. Памятник вызвал неоднозначную реакцию, может быть, потому что не походил на привычный, хрестоматийный образ полководца.
«Но я хотел показать не столько военный гений Суворова, сколько его повседневные человеческие черты. Это мое видение, кстати, основанное на документальном материале», – говорит художник.
По мнению многих, это ключевая работа в творческой биографии Д. Тугаринова.
На выставке представлены работы, выполненные в разных материалах: бронзе, камне, мраморе, фарфоре, шамоте, дереве. Поражает многообразием пластических форм мелкая пластика: обнаженная модель, аллегорические сюжеты, жанровые сценки – целый калейдоскоп движений, ситуаций, игровых моментов. Скульптор создает десятки вариантов одной и той же пластической темы, добиваясь наиболее острого выражения своего замысла.
Седьмой зал будет посвящен актуальной всегда теме Пятой колонны.
Заключительный зал экспозиции – Березовая роща – некое подобие медитативного павильона, где посетители смогут в приятном окружении скульптурных произведений Тугаринова осмыслить его удивительное творчество.
Д. Тугаринов активно работает как в станковой, так и в монументальной скульптуре. Для храма Христа Спасителя он выполнил две фигуры – равноапостольных императора Константина Великого и его матери – царицы Елены. В знаменитом природном заповеднике «Аскания-Нова» был установлен памятник его основателю – Фридриху Фальц-Фейну.
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее А. С. Пушкина, музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В одном из выставочных залов будут экспонироваться работы супруги Дмитрия Тугаринова — Афины Георгиевны Попандопуло — керамические портретные шаржи. Около 30 лет Попандопуло и Тугаринов работают в одной мастерской, но это не мешает никому из них создавать свой собственный художественный мир.
- Искусство рядом. Художники нашего округа
- «Недосказки». Выставочный проект Дмитрия Тугаринова и Валерия Архипова в Российской академии художеств
- Выставка скульптурных произведений Дмитрия Никитовича Тугаринова, приуроченной к 60-летию мастера
- «Разрисованная вуаль» («Узорный покров») Сомерсета Моэма, краткое содержание