«Дмитрий Жилов (1891–1959). Живопись, скульптура, графика» читать ~3 мин.
с 11 Октября
по 11 НоябряНациональная художественная галерея «Хазинэ»
Кремль, проезд Шейнкмана, 12, 3-й подъезд
Казань
Новая выставка Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан представляет творчество малоизвестного в Казани художника Дмитрия Степановича Жилова, вошедшего в историю советского искусства как один из скульпторов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве периода её расцвета. На выставке представлены 45 произведений живописи, графики и скульптуры, бережно сохраненные дочерью художника.
Дмитрий Жилов – человек многогранного таланта, в котором соединились художественное и научное дарования. В 1910-е годы он был одним из наиболее талантливых учеников Казанской художественной школы, окончивший её с отличными оценками по всем профессиональным дисциплинам – живопись, скульптура, рисунок, получив право поступления в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Большое влияние на него оказали выдающиеся казанские художники-педагоги Николай Фешин, Василий Богатырев, Павел Беньков. Уже в годы учебы Дмитрий Жилов экспонировал свои произведения на крупных художественных выставках в Казани; вместе с П.П. Беньковым оформлял театральные постановки, которые снискали восторженные отзывы публики именно за свои декорации.
Годы Первой мировой войны, революционные события, создание семьи и рождение ребёнка привели к тому, что Дмитрию Жилову пришлось сменить профессиональную деятельность. На новом поприще – он окончил Саратовский сельскохозяйственный институт, – проявился его талант ученого-исследователя. Д.С. Жилов окончил аспирантуру Всесоюзного института животноводства в Москве, успешно защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата биологических наук. Разработанные им методики внедрялись в производство и были включены в вузовские учебники.
В 1938 году, когда Д.С. Жилова по рекомендации академика Н.В. Цицина перевели на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) методистом павильона «Животноводство», начался новый этап его жизни. Параллельно научно-методической работе он создал проект барельефа для фасада павильона, который был высоко оценен и принят к исполнению. Над барельефом Д.С. Жилов работал вместе с Б.И. Урманче, с которым его связали прочные узы дружбы и творческого сотрудничества.
С этого момента произошло полное возвращение художника Дмитрия Жилова к творческой деятельности. Он был переведен в Архитектурно-художественные мастерские ВСХВ, где занимал должности технического, затем художественного руководителя скульптурных работ, с перерывом на военные годы, когда ВСХВ была закрыта. В 1944-м, когда было принято решение о восстановлении работы ВСХВ, Дмитрий Жилов возглавил работы по реставрации внешней скульптуры и парковых ваз. В послевоенные годы, когда строились новые павильоны, создавались новые монументальные произведения, Дмитрий Жилов работал над собственными художественными проектами. Его барельефы и скульптуры украшали разные павильоны выставки: Земледелие, Механизация, Виноградарство, РСФСР, Грузинская ССР и др., воплощая достижения советского народного хозяйства и отражая возврат к академическим нормам, ставшим основой стиля соцреализм, занявшего господствующие позиции в советском искусстве с середины 1930-х годов. Самой значительной из работ Дмитрия Жилова стал памятник выдающемуся советскому ученому-селекционеру И. В. Мичурину, который был отлит в бронзе и в 1954 году установлен в Мичуринском саду ВСХВ, где находится до сих пор.
В последние годы, когда возрос интерес к достижениям советского реалистического искусства, когда восстанавливается комплекс ВСХВ-ВДНХ как выдающийся памятник советской архитектуры и советского монументального искусства, имя Дмитрия Жилова возвращается к зрителю – как одного из мастеров советской реалистической скульптуры, внесшего заметный вклад в создание ВСХВ. Первая персональная выставка художника, открываемая в ГМИИ РТ, представляет его, в первую очередь, как живописца и рисовальщика, яркого представителя Казанской художественной школы 1910-х годов, указывая на истоки его таланта и успешной творческой деятельности в середине ХХ века.
Ольга Улемнова
- Выставка «Нестолица Москва»
- ДЕТСКИЙ МЮЗИКЛ. 2+. «ТЕАТР РОЗОВОГО СЛОНА» и «ИСТИННАЯ ПРАВДА»
- Выставка астраханского живописца Алексея Мухачёва в галерее «Цейхгауз»
- ЛЕКЦИЯ «ПАВЕЛ БЕНЬКОВ И НИКОЛАЙ ФЕШИН. РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ»
- Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин»
- Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин»
- П. БЕНЬКОВ И Н. ФЕШИН