Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва читать ~4 мин.
с 27 Сентября
по 22 ДекабряГБУК Нижегородской области «Нижегородский государственный художественный музей», выставочная площадка «Пакгаузы»
ул. Стрелка, д. 21
Нижний Новгород
Масштабная выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва», на которой мультимедийные технологии объединятся с подлинными древнеегипетскими экспонатами, наглядно расскажет посетителям музеев Владивостока, Новосибирска и Нижнего Новгорода о том, как египтяне представляли себе вечную жизнь после смерти.
Мумии – один из символов Древнего Египта. Они стали объектом научного интереса в конце XIX века. Их исследование с использованием естественно-научных методов уже давно ведётся в музеях по всему миру. Ещё в начале XX века наряду с разворачиванием, которое необратимо повреждало мумии, началось их недеструктивное изучение методом рентгенографии. В наши дни к нему добавилась компьютерная томография, которая широко применяется теперь в музейной практике.
В рамках совместного проекта ГМИИ им. А. С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» впервые в России было проведено компьютерно-томографическое сканирование 10 целых мумий людей, нескольких мумий животных и фрагментов мумий из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Полученные КТ-изображения были проанализированы антропологами, криминалистами, рентгенологами. Учёные увидели мумии «изнутри», проникли сквозь пеленание, не разрушив его. У нескольких мумий были взяты микрообразцы костей, зубов и затвердевших бальзамирующих веществ для палеогенетического и химического анализов. Научные сотрудники музея изучили особенности пеленания и декора мумий, уточнив датировки.
ГМИИ им. А. С. Пушкина обладает крупнейшим собранием древнеегипетского искусства в России. На выставке представлено около 90 экспонатов из запасников музея – деревянный расписной саркофаг, канопы, рельефы, статуи и статуэтки, фрагменты декора мумий, бронзовая пластика, предметы художественного ремесла и амулеты.
Центральное место в экспозиции займут 3D-реконструкции облика древних египтян – молодой женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет. Эти «оживающие» мумии дают возможность представить, как выглядели жители давно исчезнувшей цивилизации долины Нила.
Сохранённые для вечного существования руками квалифицированных мастеров-бальзамировщиков, мумии приоткрывают тайну бессмертия, как его понимали древние египтяне.
Выставка будет состоять из нескольких разделов, которые освещают разные аспекты сложного комплекса представлений египтян о бессмертии и вечной жизни:
Материальность бессмертия. Египтяне представляли вечную жизнь после смерти очень материально. Необходимо было сохранить тело, построить гробницу, наполнить её важными для жизни предметами. Неотъемлемым элементом этого мира была мумия. Плоть усопшего должна была оставаться нетленной и с помощью ритуала преобразиться в вечное тело, подобно богу Осирису. Центр этого раздела – расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру. Как и другие саркофаги, он служил защитой мумии, предохранял её от разрушения. Рядом с ним – четыре каменных сосуда для хранения забальзамированных внутренних органов (канопы). Важный экспонат раздела – верхняя часть жертвенного столика с вырезанной на ней надписью, в которой говорится о том, чего египтяне ждали в вечности в качестве дара от богов – «землю и все, что в ней».
Теология бессмертия. Ключевая фигура в египетских представлениях о вечной жизни – владыка загробного мира Осирис. В ритуале бальзамирования повторяется история Осириса, первого умершего, мумифицированного и воскресшего. В этом разделе выставки представлены статуэтки божественной триады – Осириса, Исиды и их сына Хора. Для полноценного существования в загробном мире был необходим ритуал «отверзания уст и очей» – магического оживления мумии непосредственно перед погребением. Основной экспонат раздела – рельефный блок из вельможеской гробницы с изображением погребальной процессии, которая оканчивается этим ритуалом.
Монументальность бессмертия. Гробница воспринималась древними египтянами как особый мир-двойник, наполненный изображениями – статуями, настенными рельефами и росписями. Все изображения считались двойниками – «Ка» – реальных людей и вещей. Позволить себе строительство гробницы могли только представители социальной элиты. Гробница была не только местом упокоения мумии и принесения продуктовых жертв, но и настоящим памятником умершему. Покойный прославлялся как достойный член общества. В этом разделе выставки – «ложная» дверь и жертвенник как наиболее значимые культовые элементы гробницы; статуя египтянина Нефермену, держащего стелу с гимном солнечному богу Ра.
Эстетика бессмертия. Вечная жизнь в загробном мире представлялась египтянам ещё более прекрасной, чем земная. Доказательство тому – множество красивых предметов, которые некогда наполняли гробницы, а теперь хранятся в музеях. Неиссякаемым источником вдохновения для египтян была окружавшая их природа, сотворённая богами в начале времён. Это демонстрируют представленные в разделе экспонаты, изображающие обитателей и растения водной стихии, дарующей жизнь. Не менее важен был образ прекрасной египтянки, неразрывно связанный с представлениями о красоте, молодости, жизненной энергии, чувственной любви, внешней привлекательности, продолжении жизни. За эти сферы человеческого существования «отвечали» в древнеегипетском пантеоне три божества – Хатхор, Бастет и Бэс. Их статуэтки, как и предметы, связанные с их культом, будут представлены в этом разделе выставки.
Дизайн выставочного пространства разработан студией Миши Маслова.
- Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
- Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древнеегипетского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва