«Фантастик Пластик» читать ~6 мин.
с 2 Октября
по 17 ЯнваряНовая Третьяковка
Крымский Вал, 10
Москва
Московский музей дизайна открывает в пространстве Новой Третьяковки свой второй выставочный проект — «Фантастик Пластик». В нём принимают участие более 40 зарубежных и российских дизайнеров. В экспозиции представлены объекты, созданные из переработанного и вторично использованного пластика.
В состав экспозиции включены реализованные проекты и экспериментальные предложения по использованию пластика, отслужившего свой срок. Несмотря на разнообразие по масштабу, технике исполнения и функциям, их объединяет одно: авторы относятся к переработанному пластику как к идеальному материалу, удобному в работе и предоставляющему неограниченные возможности для реализации идей.
Дизайнеры работают с пластиком уже почти 70 лет. Впервые этот материал начал широко использоваться в середине 1950-х. Из пластика производили практически все — от контейнеров для хранения продуктов до мебели. Его использовали ведущие мастера — Дитер Рамс, Вернер Пантон, Чезаре «Джо» Коломбо, братья Кастильони и многие другие.
В 1950–1960-х годах в использовании пластика видели только преимущества. Послевоенный мир нуждался в ярком и радостном предметном окружении, создание которого не требовало бы больших затрат. Пластик оказался именно тем материалом, который мог удовлетворить эту потребность. Демократичный пластик также заменял дерево и слоновую кость.
Вторая волна интереса к полимерам, значительно усовершенствованным и гораздо более разнообразным, возникла в 1990-х. К пластику обратились такие дизайнеры как Филипп Старк, Карим Рашид, Рон Арад. В их работах отношение к материалу изменилось: его главными достоинствами стали не практичность и демократичность, а технологическая универсальность и эстетическая вариативность — возможность имитации дерева и камня, производства матовых и прозрачных объектов.
Сегодня пластмасса вновь находится на пике популярности, но в ином качестве: в последние 20 лет появляется все больше дизайнеров и студий, специализирующихся исключительно на переработанном пластике. На это есть две основные причины: почти неограниченные возможности, которые даёт новый материал, и повышенное внимание дизайн-сообщества к проблемам экологии.
Пластик — это уникальные соединения, применяющиеся практически во всех сферах деятельности человека. Они легкие, долговечные, универсальные и недорогие. Их использование позволяет экономить природные ресурсы и снижать количество потребляемой энергии, что особенно актуально, учитывая рост населения планеты и его потребностей. Пластик имеет стопроцентный потенциал переработки — как однократной, так и многократной.
Важно понимать, что основной вред окружающей среде наносит не использование пластика, а его неправильная утилизация. По статистике с 1950-х годов человечество произвело более 6 млрд тонн синтетических материалов, из которых переработано всего около 9 %. Одноразовая посуда, упаковка, бутылки и просто отслужившие свой срок пластиковые изделия — все это оказывается в окружающей среде. Это и есть пластиковое загрязнение, с которым можно бороться, в том числе с помощью дизайна.
Задача кураторов выставки «Фантастик Пластик» — на примерах из зарубежной и российской практики рассказать о возможностях, которые даёт переработка и вторичное использование этого материала.
Специально для экспозиции финский дизайнер Линда Бергрот повторила часть проекта «Безотходное бистро» — временного ресторана, созданного ею в 2018 году для ярмарки «Разыскивается дизайн» (Wanted Design) в Нью-Йорке. Здание бистро выполнено из материала, полностью изготовленного из переработанных упаковок Tetra Pak для фасовки молока. Комплект пестрых подносов изготовлен из твердого композитного материала Durat: он на 30 % состоит из переработанного пластика и сам полностью пригоден для переработки. Принципы работы бистро опирались на философию безотходного пищевого производства: в качестве ингредиентов использовали местные органические продукты, которые поставщики доставляли неупакованными.
Бренд «Муйма» (Muima) — совместный проект голландских дизайнеров Рено де Клерк и Марейн Дювекот и кенийской компании «Муйма Индастриз». В 2016 году они начали производить изделия из пластиковых отходов. Поставщикам сырья, сборщикам пластика, компания выплачивает достойную заработную плату. На кенийской фабрике занято 11 семей, и им же принадлежит вся прибыль. На выставке будут представлены игрушечные автомобили из переработанных пластиковых отходов — самая популярная продукция бренда, которая сейчас продается во многих магазинах дизайнерских товаров Европы и США.
В 2019 году лондонский дизайнер Броди Нил создал один из самых знаменитых своих объектов — «Капсулу»: современные песочные часы, наполненные океанским микропластиком. Это произведение скорее является приглашением к диалогу с художником, нежели функциональным объектом. Нил стремится напомнить зрителю о том, как мало у нас времени, чтобы спасти планету. Если мы не позаботимся о ней, наши пляжи и побережья вскоре будут покрыты микропластиком, который заменит обычный песок.
Дипломным проектом российского дизайнера и эко-активиста Галины Лариной стала собственноручно изготовленная машина по плавке пластика. В качестве сырья в ней используются полиэтиленовые пакеты, собранные в общественных заведениях. Методом сплавки из них производятся дождевики, панамы, зонты, рюкзаки и даже мебель. Первая коллекция дизайнера была показана на территории креативного пространства «Хлебозавод» в Москве, после чего стала частью выставки Wearable Expressions в Калифорнии. Созданные в рамках проекта изделия также экспонировались в Лос-Анджелесе (США), Тбилиси (Грузия) и Эйндховене (Нидерланды).
Ещё один российский участник — художник Екатерина Лукьянова. Она разработала линию украшений из переработанных пластиковых бутылок. Новый материал — ноский, прозрачный, пластичный, удобный в работе. Он позволяет создавать эффектные колье, браслеты и броши. Каждое украшение уникально и подходит к любому стилю одежды, от повседневного до вечернего.
По мнению кураторов, представленные на выставке объекты — от украшений до арт-инсталляций — могут изменить отношение общества и к пластику, и к его вторичному использованию. Многие участники проекта считают, что переработанный пластик будет главным материалом XXI века.
Частью проекта станет образовательная программа с участием европейских и российских дизайнеров, специалистов в области экологии и нефтехимии. 15 октября в 19:00 её откроет лекция «Дизайн и экология» Ольги Дружининой, куратора выставки, историка дизайна, заместителя директора по науке Московского музея дизайна.
К выставке готовятся аудиогид и каталог.
Организатор
Московский музей дизайна — единственный в России музей, посвященный дизайну. Проекты музея с успехом проходят на главных выставочных площадках страны, среди которых Центральный выставочный зал «Манеж» и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и за рубежом. В 2016 году проект Московского музея дизайна представлял экспозицию России на Первой Лондонской биеннале дизайна и получил за нее Гран-при. Музей ведет активную образовательную и выставочную деятельность, привлекая ведущих европейских и российских дизайнеров и историков дизайна.
Генеральным спонсором проекта выступил ПАО «СИБУР Холдинг» с программой социальных инвестиций «Формула хороших дел».
СИБУР
Программа социальных инвестиций «Формула хороших дел» запущена 1 февраля 2016 года во всех ключевых городах деятельности компании СИБУР и осуществляется по шести направлениям, которые охватывают наиболее важные общественные сферы: развитие городов, образование и науку, спорт и здоровый образ жизни, охрану окружающей среды, культуру и волонтерство. Подробная информация о программе доступна на сайте: www.formula-hd.ru.