Фёдор Петрик. Дебют «Человек - Складки» Живопись читать ~3 мин.
с 14 Ноября
по 5 ДекабряГалерея «Файн Арт» (старый адрес)
ул. Б.Садовая д.3, корп. 10
Москва
Простой бумаги свежий лист!/Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока /Ничья не тронула рука
(С. Михалков, 1977)
Исследователь творчества художника Петр Баранов пишет: «Тема «ЧЕЛОВЕК – СКЛАДКИ» уже стала визитной карточкой в творчестве Федора Петрика. Для автора это некий внутренний философский подход. Он, как каждый художник, находится в поиске своего мироощущения и передачи своих мыслей через живопись зрителю. Он выбирает тему ЛИЧНОСТИ человека и его жизнь и существование, ни один человек никогда не похож на другого, так и мятый лист бумаги никогда не похож на другой лист». Сам автор о своей концепции сообщает: «В своих картинах я создаю художественный мир, который ни на кого не похож, ни по смыслам, ни по манере. Я часто размышляю над образами людей, животных и предметов. Именно синтез философских исканий я пытаюсь изобразить в своем творчестве». При анализе искусства Ф. Петрика возникает ассоциация с эстетикой метафизической живописи, созданной в 20-е годы прошлого века Джорджо де Кирико и его последователями в противовес господствующему футуризму. Так и Петрик дистанцируется от натиска современных направлений, основанных на технологиях, быстро возникающих и ещё быстрее устаревающих. Это очень смелый и радикальный художественный жест.
Работы последнего года объединяются общим названием «Симметрия». Автор изображает как сам бумажный лист, так и его отражение в зеркале. Как известно, при зеркальной симметрии объект и его отображение не могут быть совместимы и являются антиподами. Не потому ли, даже не зная физики зеркальной симметрии, на подсознательном уровне человек смотрит на себя в зеркале несколько отчужденно, видит лицо, не совсем похожее на им же воображаемое, например мужественнее, моложе, добрее видимого. При взгляде на самого себя человек может вспомнить события из прошлого и подумать о пути будущем. Вероятно, этот контекст очень важен для художника, ибо взгляд в зазеркалье может привести к переосмыслению себя, как личности, к трансформации жизненной философии. Но вероятен и другой контекст – по Данте, когда «Земную жизнь пройдя до половины», человек вдруг осознал, что «очутился в сумрачном лесу, / Утратив правый путь…». И в какой ров, в какой круг ада попадет человек? Или, напротив, вознесется? Две половины жизни – в реальности и в воображаемом зазеркалье.
Работы Федора Петрика несут в себе много глубоких смыслов, не очевидных сиюминутно, но требующих размышлений. Кроме всего, они великолепны и доставляют эстетическое удовольствие при их разглядывани.
Ирина Филатова