Гимн красоте читать ~3 мин.
с 18 Декабря
по 12 ЯнваряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет юбилейную выставку произведений заслуженного художника Российской Федерации и народного художника Кабардино-Балкарии, старейшего академика Южного регионального отделения Российской академии художеств Мухадина Исмаиловича Кишева «Гимн красоте», приуроченную к 85-летию автора. Экспозиция продемонстрирует более 30 работ мастера, созданные не только в традиционных техниках, но и в новейших формах цифрового искусства.
Юбиляр – художник исключительной творческой силы, признанный в России и Европе живописец, график, монументалист, мастер геометрической и экспрессивной абстракции. Обращённость Мухадина Кишева к культуре Востока, к богатейшим художественным традициям родной Кабардино-Балкарии, а также освоение современных западных стилистических направлений оказали значительное влияние на формирование его образно-пластического языка.
Творчество художника, отмеченное большой внутренней свободой и высоким артистизмом исполнения, представляет собой необычный сплав стилей и технических приёмов. Автор сказал своё слово в монументально-декоративном искусстве, его мозаики и интарсии были удостоены высоких наград. В 80-х годах М. Кишев создал собственную технику в искусстве монотипии, которая имеет целый ряд последователей во многих странах мира. В конце прошлого века в течение нескольких лет он проработал в Лондоне по приглашению известных мастерских Чизенхейл, а затем – в мастерских на юге Испании. Поиски Кишева в абстрактном искусстве эстетически и пластически перекликаются с экспериментами мастеров «второй парижской школы» и оп-артом. Однако, несмотря на невольно возникающие параллели, открывающие увлекательный диалог с художниками предшествующих поколений, работы Кишева всегда сохраняют яркую индивидуальность.
В своих произведениях Мухадин Исмаиллович отдаёт предпочтение открытому, насыщенному колориту, который передаёт его восхищение красотой окружающего мира. Художник работает сериями, различными по тематике, образной трактовке и используемой технике. Образы хрупкого бытия, драматичного стояния на краю, тревожного ожидания постоянно заявляют о себе в таких сериях, как «Тоска по природе», «Моя Африка», «Мои друзья» и другие. Его волнуют как события общечеловеческого плана, происходящие в современном неспокойном мире, проблемы экологии, сохранения окружающей среды, так и повседневные сюжеты, из которых состоит жизнь простых людей.
Пластическое совершенство полотен Кишева обнаруживается на разных уровнях художественного языка: в композиции, в соотношении масс и объёмов, в колорите, в ритме. Важно все – мельчайшие элементы орнамента, игра тональных нюансов внутри пятен локального цвета, направление мазка и штриховки, игра фактурой, наконец, цвет и форма рамы. Эффект артистического, импровизационного блеска отдельных картин достигается месяцами кропотливого педантичного труда, когда художник кладёт на холст до тридцати масляных слоёв, достигая искомого эффекта. Но и качество говорит само за себя: композиция выверена, колорит и фактура найдены – картина живёт полноценной жизнью. По мнению искусствоведов, абстракции Кишева, равно как и живопись Жана Базена или Альфреда Маннесье, представляют собой своего рода «экстракты реальности». Это визуальная «эссенция действительности» – сгущение, усиление предметных форм. Искусство Кишева словно повторяет и усиливает органику и красоту зримого, подтверждая мысль Яна Мукаржовского о том, что «формы, создаваемые человеком, не возникают иначе, чем формы, которые творит природа».
Текст подготовлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе статьи С. С. Ступина.
- Выставка живописи Мухадина Кишева «Гимн Красоте»
- Творческая встреча с фотографом Алексеем Мякишевым
- Музей Востока отметил 30-летний юбилей своего филиала в Майкопе выставкой «Художники Северного кавказа»