«Городские химеры». Живопись Александра Альховского. 16+ читать ~2 мин.
с 2 Августа
по 17 СентябряМузей современного искусства Эрарта
Васильевский остров, 29-я линия, д.2
Санкт-Петербург
Живопись Александра Альховского родом из ХХ столетия. В работах художника читается очень личное, но очень характерное для советских художников переживание искусства модернизма. Александр Альховский сын преподавателя Института им. И. Е. Репина Давида Альховского, ученика Исаака Бродского и современника Павла Филонова. Александр Альховский стал очевидцем художественных диспутов академиков в мастерской отца, параллельно увлекаясь кубизмом, Сальвадором Дали, и, разумеется, Пабло Пикассо. С 1996 года художник живет и работает в Гамбурге, часто навещая фамильную мастерскую на Васильевском острове. Александр Альховский не утратил любопытства к современной живописи, и прекрасно осведомлен о популярных трендах, вроде Лейпцигской школы, хотя иной раз оговаривается, называя Ива Кляйна «современным французским художником». Связано это с особого рода неприятием излишне рассудочного, концептуального искусства и традиции устраивать шоу из презентации идеи. Современное искусство для Алекснадра Альховского заключается в живописных проблемах – драме цветовых столкновений и разрушении формы, то есть идей, волновавших ещё фовистов. В речи художника то и дело проскакивают емкие цитаты-формулы любимых мастеров- кубистов, учителей-академиков или Павла Филонова.
Эстетические воззрения автора не кажутся такими уж архаичными, если вспомнить о том, что современное искусство с его ориентацией на личность автора, на поиск индивидуального стиля и расшатывание канонов мало чем отличается от искусства рубежа ХVIII- ХIХ столетий, то есть от искусства романтизма.
В 2017 году вышел поэтический сборник Александра Альховского «Небесная прорубь», озаривший сумрачный мир живописи лирическими откровениями. В гротескном фантастическом хаосе живописи Альховского, не сразу можно разглядеть лирика, не выпускающего из рук блокнота с натурными этюдами. Как в живописи, так и в поэзии Альховского много иррационального. Этот художник принадлежит к типу носителей сумеречного сознания – любопытствующих визионеров, для которых реальность является потоком мистических образов. Лирический герой Альховского томится бессонницей. Он видит как на стенах старой мастерской возникают блокадные тени и слышит как ветер бегает по крышам в железных сапогах. И живописные и поэтические образы Альховского имеют общую химерическую природу.
Работая над масштабным полотном, Альховский выступает заклинателем хаоса собственного воображения. Художник прекрасно вооружен живописным инструментарием и открытиями ХХ столетия. Таким образом, возникает любопытная ситуация, в которой живописец может объяснить природу каждого движения кисти, оказываясь пленником собственных образов, часто остающихся для него загадкой. Как и в творчестве Пикассо, в картинах Альховского явлен раздробленный, неустроенный, конфликтный мир. Это своего рода страшная маска действительности, явленная зрителю при помощи натруженной, твердой руки живописца, познавшего все премудрости расчленения и моделирования мира. Своеобразный «аналитический кубизм» Альховского актуален и сегодня, поскольку мы до сих пор очень мало знаем о темной стороне человеческой природы.
- Выставка фотографа Ананта Даса «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов»
- В киноцентре «Октябрь» состоялась премьера масштабного фильма о сильных женщинах «ОНА-ОКЕАН»
- Идущий против течения. О Рембрандте и его эпохе
- Более 150 малоизвестных работ Марка Шагала выставлены в Третьяковке
- Магия русского рисунка и акварели второй половины XIX – начала ХХ века в Третьяковской галерее
- И СМЕШНО, И ГРУСТНО. ГРАФИКА. ИРИНА КОЗУБ