Границы сновидений читать ~4 мин.
с 3 Апреля
по 2 ИюняСеверо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Владикавказ)
ул. Никитина, д. 22
Владикавказ
Отдел кино- и медиаискусства Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина представляют выставку «Границы сновидений», которая покажет работы из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея и произведения авторов из Северной Осетии, Дагестана, Чечни. Проект продолжает исследование темы сновидений, начатое в прошлом году экспозицией «Ложное пробуждение» в Балтийском филиале и предлагает совершить путешествие по мирам грёз, где бывает сложно обнаружить тонкую грань, разделяющую явь и призрачный мир видений.
Проект «Границы сновидений» — вторая выставка в рамках программы «Медиаокна», созданной отделом кино- и медиаискусства совместно с командами филиалов ГМИИ им. А. С. Пушкина. «Медиаокна» призваны познакомить как с ключевыми произведениями классиков медиаискусства, так и с работами современных художников, которые формируют ландшафт медиаискусства сегодня. Многие из произведений коллекции будут впервые показаны широкой аудитории. Одна из целей программы — сделать коллекцию искусства новых медиа Пушкинского музея доступной зрителям по всей стране. Проект представит не только работы из коллекции Пушкинского музея, но и произведения локальных художников, практики которых соотносятся с принципами формирования коллекции ГМИИ.
В работах художников на выставке «Границы сновидений» можно наблюдать, как герои держат путь по кромке горных хребтов мимо дзуаров — святилищ, застывают над водоёмами, мимикрируют под окружающий мир. Этот маршрут среди ирреальных ландшафтов — одновременно испытание и поиск себя, путешествие к себе. Сновидческий путь героев произведений становится повествованием, соединяющим приключенческий роман, историю рода, молитву, предсказание. Время здесь порой течёт нелинейно, убыстряется и замедляется, закручивается в спираль и возвращается к истоку. Зритель вместе с героями работ художников оказывается в движении, самостоятельно прокладывая дорогу через воспоминания, преодолевая сонное оцепенение, забвение, чувство обречённости и бездействие.
Экспозиция открывается работой художника Tsugi «Внутренний манифест № 0» (2017). Видеоработа представляет собой сон во сне, где главный герой помещён в центр воспоминаний: он попеременно то выступает рассказчиком, то смотрит на себя со стороны, как бы перемещаясь между мирами сна и реальности.
Хомаюн Аскари Сиризи в фотографическо-литературном проекте «Чтение Борхеса во Владикавказе» (2015) создаёт вторичную действительность, наслаивая сновидческие истории на городскую реальность. Каждая дверь или окно здесь — портал в другой мир, созданный словно по лекалам Хорхе Луиса Борхеса или Итало Кальвино. Кажется, что через оптику Сиризи Владикавказ открывает перед зрителем свой сокрытый образ места, в котором возможны чудеса.
Дуэт «Провмыза» играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе «Отчаяние» (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души.
Марианне Хеске использует современные технологии, чтобы передать непостоянство и магию пейзажа. Ее цифровая «Волшебная гора» (1985–2017) служит своеобразной линией демаркации между грёзами и реальностью. Яркие, будто наполненные электрическим светом горы Хеске становятся маяками для зрителя на пути-сновидении по выставке.
Анна Кабисова и Евгений Иванов в фотографических работах из серии «Верую во Единого» (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары — древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную плёнку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность.
Видеоинсталляции художника Шамиля Ахмеда «Грохот» и «Тропы» (2023) — попытка осмыслить трагические семейные воспоминания о депортации в советский период. На одном из видео с холма к подножию, у которого стоит ребёнок, скатывается с грохотом металлический котёл как напоминание о непринятии вернувшихся депортированных. В другом видео уже сам художник взбирается по холму, вырывая траву, чтобы проложить себе тропинку. Ахмед, рассматривая, точно сквозь сон, опыт прошлых поколений, прокладывает в реальности собственный путь.
В рамках выставки пройдёт публичная программа, которая познакомит зрителей с историей видеоискусства, а также рассмотрит его через призму выставки и поместит в контекст истории искусства. Куратор выставки Алина Стуликова на лекции «Сон разума рождает чудовищ» ответит на вопросы, способно ли искусство в целом и искусство новых медиа в частности создавать порталы в другие реальности и есть ли у искусства сила пробудить спящего. Куратор Маргарита Маслова прочитает лекцию «Кино, разомкнувшее сон» с последующим обсуждением массового и авторского кино, в котором сон и поиски настоящей реальности становятся основой сюжета, дискуссии о научной стороне сновидений. Также состоится встреча с художниками — участниками выставки. Завершится публичная программа воркшопом для молодёжной аудитории, который проведёт Марта Яралова, ведущий специалист отдела медиатеки ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Открытие выставки пройдёт 2 апреля в 16:00. Вход свободный. Узнать подробнее о публичной программе, получить подробную информацию и приобрести билеты можно на сайте https://alanicamuseum.art/.