Грехопадение. Кто поправил Мартина де Воса? читать ~3 мин.
с 7 Февраля
по 16 МартаПермская художественная галерея
Окулова, 75, к.3
Пермь
Это вторая моновыставка проекта «От реставрации к интерпретации. Четыре истории». Экспозиция рассказывает о картине «Грехопадение», созданной в конце XVI века неизвестным нидерландским мастером, а также о её научной реставрации и всестороннем исследовании, которые позволили вернуть авторский вид картины и установить имена причастных к её созданию.
В основе сюжета картины – библейское сказание о первой человеческой паре – Адаме и Еве, о том, как вкусив запретный плод, люди навсегда нарушили гармонию богообщения и были изгнаны из Рая. Грехопадение – важнейший сюжет эпох Средневековья и Возрождения.
В истории искусства немало драматичных фактов, свидетельствующих о внесении изменений в первоначальное авторское изображение или о подмене имени художника. Подобная история случилась и с полотном «Грехопадение». Обнаружилось все это благодаря исследованиям специалистов Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Реставраторами были проведены комплексные физико-химические исследования картины. Они показали, что авторская живопись находилась под слоем разновременных записей. На одном из участков под изображением райских деревьев была обнаружена фигура Бога-Отца. Это открытие повлекло за собой дальнейшие исследования.
Фигура Создателя была скрыта неизвестным художником предположительно в конце XVI – начале XVII века. Это было время, когда в Европе бушевали длительные кровавые конфликты католиков и протестантов, в кострах которых могло погибнуть и это произведение: протестанты выступали против изображений священных ликов, напрямую уничтожая их. Однако неизвестный владелец «Грехопадения» решил, что достаточно лишь спрятать спорную деталь (изображение Господа) за изображением природы. Остальные элементы картины не противоречили религиозным предписаниям, а сюжет оставался понятным. Так на картине появились пышные деревья райского сада, под изображением которых 400 лет оставалась невидимой ключевая для той эпохи деталь.
Также установлено, что к появлению этой картины на свет причастны как минимум пять личностей: герцог Баварии Вильгельм V (1548 – 1626); его придворный гравёр Ян Саделер (1550 – 1600), который получил заказ на изготовление серии гравюр по библейским сюжетам; художник Мартин де Вос (1532 – 1603), который создал рисунки для гравирования; неизвестный владелец картины, принявший решение скрыть фигуру Бога-Отца, и неизвестный художник, претворивший этот замысел в жизнь.
На выставке зрители могут увидеть, как выглядела картина до и после реставрации; узнать, о чем может рассказать произведение в контексте эпохи; подробно познакомиться с реставрационными методами и материалами, увидеть «следы времени» – например, лётные отверстия жука-притворяшки, которые определили особенности восстановительных работ. Кроме того, экспозиция демонстрирует материалы (старинные книги, гравюры, карты, монеты), дающие возможность понять, что происходило в те давние времена.
Авторский коллектив
- Руководитель проекта: Ольга Старцева, зам. директора Пермской галереи
- Куратор: Игорь Мартынов, главный научный сотрудник Пермской галереи
- Архитектор: Никита Гойнов
- Графический дизайнер: Саша Бубнова
Моновыставка «Грехопадение. Кто поправил Мартина де Воса» (6+) доступна для зрителей с 7 февраля по 16 марта 2025 в Пермской художественной галерее (Телта, ул. Окулова, 75, к. 3).
Выставка подготовлена при поддержке Министерства культуры Пермского края.
- «Потерянный рай» Джона Мильтона, краткое содержание
- Ночь в музее 2015. Выставка «Путешествие в остановленном времени»
- АНРИ МАТИСС «СТРАСТЬ К ЦВЕТУ»
- Сцены из жизни Иосифа Прекрасного
- Первая премьера января в Малом театре - «Молодость Людовика ХIV»
- Азиатский «Оскар» Алексея Германа за пророческий фильм о России
- Фотовыставка «Малый театр на гастролях»
- Актеры Малого театра прочли Пушкина на выставке в «Шереметьево»