Игорь Делицин и Павел Леонов - ИДИЛЛИЯ читать ~4 мин.
«Я никак не могу понять, почему люди придают такое огромное значение этому малозначительному отрезку времени между детством и старостью». (Из фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр»)
В галерее Роза Азора проходит выставка «ИДИЛЛИЯ» Игоря Делицина и Павла Леонова. Выставка работает с 21 сентября по 6 октября.
Павел Петрович Леонов и Игорь Сергеевич Делицин - ровесники, они родились с разницей всего лишь в три года.
Учились по одним и тем же книжкам, слушали одни и те же песни, играли в одни и те же игры. Их полные приключений жизни даже похожи – только словно отраженные в зеркале, как в старой советской сказке «Королевство кривых зеркал» про девочек Яло и Олю.
Леонов – характер эпический, со всеми теми чертами, которые ужасают и восхищают нас в русском народе. Битый, недоучившийся, отсидевший и неустроенный, он твердо верил в свою избранность и высокое предназначение. Деревенский философ, автор нелепой, но грандиозной утопии, размах и талант которого восхищают. Состарившись, он полностью отдался живописи и самозабвенно взялся за дело реализации своей мечты в картинах-инструкциях по благоустройству мира.
В этом мире бесконечного праздника все прекрасно и радостно. Бьют фонтаны, белеют дворцы, зеленеют сады, счастливые граждане поют и пляшут под любимые симфонии. В лесу собирает цветы Богородица, а в небе парят птицы и ангелы, и сам автор, в белом парадном костюме, торжественно и бодро шагает из картины в картину.
Его гигантские холсты поражают не только своей непосредственностью и красотой, но и сквозящей в каждой работе чистосердечностью автора, чувства совсем не редкого среди детей, но среди взрослых художников встречающегося, увы, весьма нечасто.
Его мастерской был сад, мольбертом – телега. Там Павел Петрович пел и писал. Он всегда пел за работой.
Игорь Сергеевич Делицин – человек другого мира, интеллигент «советского покроя».
Можно даже подумать, что Игорь Сергеевич, герой картин Павла Петровича, – на самом деле «Прибывал», его на самом деле «Встречали».
Учеба, путешествия, друзья, смена профессий и городов. Герой войны, учёный, он был красавцем, словно сошедшим с экрана советского кинематографа, и конечно же, пользовался колоссальным успехом у женщин. Все, за что бы он ни брался, приносило удачу и признание.
В детстве ему хотелось стать художником, но как-то не сложилось. Выйдя на пенсию, Игорь Сергеевич тяжело заболел. Пережив клиническую смерть, ещё находясь в больнице, он попросил принести ему пластилин, слепил свою первую головку – и с тех пор жизнь его переменилась. К семидесяти годам Игорь Сергеевич наконец осуществил свою давнюю мечту – он стал художником.
Про свои ранние годы он рассказывать не любил. Его отец, «из дворян», был арестован и расстрелян. Мама снова вышла замуж, и мальчик рос с отчимом. Возможно, детство было не совсем легким… Но память устроена удивительно! Часто все горькое она отметает и оставляет всё только хорошее. Вспоминается жизнь без сложностей и боли, идеальная и не совсем реальная.
Взявшись за скульптуру, Игорь Сергеевич материализовал свой выдуманный рай детства, населив его мальчиками и девочками, барышнями и кавалерами, бабушками, надежными мужчинами, мамами, «ожидающими чуда» – героями, воплощающими идеальные представления автора о том, каким все должно быть на самом деле.
Игрушками назвать его странных людей никак нельзя – они не для игры. Это скульптуры – с аппетитной грубоватой поверхностью папье-маше, очень просто и лаконично покрашенные и деликатно взаимодействующие с пространством.
Самым привлекательным, странным и даже жутковатым в его работах, делающих их по-настоящему интересными, является сочетание принадлежности его персонажей тридцатым годам – будто их делала рука человека того времени – с сентиментальностью советского детского фольклора и скрупулезностью исполнения, свойственной мужчине, взявшемуся за дело со всей серьёзностью.
Глядя на его работы, невольно вспоминаешь автоматоны Пьера Жаке-Дроза, обманувшие время. Вот сейчас перед вами сидит человекоподобное существо, но, находясь перед вашими глазами, оно пребывает в XVIII веке и выводит рисунок жестом рисовальщика 250-летней давности.
В 2011 году Павла Петровича Леонова и Игоря Сергеевича Делицина не стало.
Ушла в прошлое страшная и прекрасная эпоха Великой Советской Страны, о которой они нам, каждый по-своему, вдохновенно и талантливо рассказывали.
Каждый из них придумал свою Идиллию. Свою Страну.
Елена Языкова-Кастийо