III Биеннале АРТМОССФЕРА читать ~6 мин.
с 31 Августа
по 14 ОктябряЦентр современного искусства «Винзавод»
4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
Москва
Выставка художников уличной волны представит работы 40 российских и зарубежных авторов, созданные в ходе арт-резиденции в Москве.
Основной проект Биеннале АРТМОССФЕРА будет показан с 31 августа по 14 октября в Большом Винохранилище Центра современного искусства Винзавод и откроется при поддержке Генерального партнера Биеннале QIWI. Спецпроекты займут Цех Красного и уличное пространство культурного кластера. Все работы основного проекта будут созданы участниками непосредственно в Москве, в формате арт-резиденции.
АРТМОССФЕРА — первая и единственная российская Биеннале, которая знакомит широкую публику с самыми яркими представителями уличного искусства со всего мира. Биеннале вновь состоится в формате коллективной выставки художников уличной волны, вошедших в поле современного искусства из граффити-среды и других практик работы с городским пространством. Многие из них прошли через опыт несанкционированной творческой активности в городе, привнеся характерные темы, приемы и методы в выставочное пространство, и унаследовав специфическую визуальность улицы.
Экспозиция сформировалась в ходе открытого творческого конкурса, заявки художников оценивало международное жюри, в которое вошли представители стрит-арт объединения Brooklyn Street Art Хайме Рохо и Стивен П. Харрингтон, куратор Музея уличного искусства в Амстердаме Питер Эрнст Кулен (Peter Ernst Coolen), исследователь и автор программных текстов о стрит-арте для музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCCA LA) Этель Сено (Ethel Seno), куратор уличных проектов в Tate Modern Сидар Льюисон (Cedar Lewisohn), куратор Montana Gallery (Барселона) и Ada Gallery (Париж-Ибица) Анна Димитрова, и куратор Николай Палажченко, стоявший у истоков создания Центра современного искусства Винзавод.
Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»: «Биеннале интересна нам, в первую очередь, как проект, который переосмысляет современное искусство относительно субкультуры и уличной культуры в частности».
Среди участников основного проекта встречаются как новые имена, так и хорошо известные на международной сцене: постоянный гость Биеннале Марта Купер — легендарная фотожурналистка, запечатлевшая зарождение граффити в Нью-Йоркском метро, представители скандинавской граффити-сцены Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия), американская художница FAITH XLVII, англичанин James Jessop, и польский граффити-художник Zbiok. Среди российских участников это уже известные на арт-сцене Алексей Luka, Анатолий Акуе, Иван Найнти, Владимир Абих и другие, а также арт-группа «Злые» из Екатеринбурга и Эльдар Ганеев из краснодарской арт-группировки ЗИП.
Тема основного проекта и Биеннале АРТМОССФЕРА-2018 звучит как OFFLINE, она продиктована усталостью от нарастающего информационного потока в мире, где физическая реальность приобретает статус событийной периферии — коммуникация, познание, секс, война и даже искусство сегодня реализуются преимущественно «онлайн». Организаторы предложили художникам сформулировать достойный ответ вызовам цифрового мира, опираясь на ДНК свободной и независимой уличной культуры, и восстановить баланс между реальным и виртуальным.
Тема Биеннале, изначально не характерная для уличного искусства, чуждого цифровым технологиям и тяготеющего к изобразительности, поставила художников в ситуацию поиска нетипичных для них подходов и приемов, придав экспозиции характер исследования и эксперимента. В соответствии с типом художественной реакции на тему Биеннале, экспозиция делится на несколько разделов-категорий: ОНЛАЙН, ПОСТ-ИНТЕРНЕТ и ОФЛАЙН.
Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера: испанский художник Spy расстелет во дворе Винзавода газон для релаксации 16-ти метров в диаметре. Евгений Мулук из Санкт-Петербурга создаст живописный мурал на стыке абстракции и фигуратива, а нью-йоркский король уличного бомбинга Faust — новый красочный слой проекта СТЕНА, которая на 5 месяцев станет Стеной Совести, изобразив огромный каллиграфический тэг. Художница Dagnini разложит компьютерную игру-пасьянс прямо по зеленой сетке строительных лесов, закрывающих одну из стен центра современного искусства, масштабируя компьютерный экран в пространстве.
Впервые в рамках биеннале АРТМОССФЕРА в Цехе Красного будет представлен исследовательский проект «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», его кураторы — художник Дмитрий Аске и со-основатель портала partizaning.org, преподаватель РГГУ Антон Польский. Выставка-исследование охватит 4 десятилетия российского граффити, стрит-арта и искусства «уличной волны». Уникальный архив фотографий, видео, эскизов и других художественных артефактов расскажет об этапах развития, процессах и тенденциях в уличном искусстве с середины 1980-х до настоящего времени. Проект станет первым подобным прецедентом в России. Материалы позже будут включены в печатное издание — Энциклопедию российского уличного искусства.
В рамках специальной программы Биеннале АРТМОССФЕРА состоятся такие события как первая персональная музейная выставка американского художника Шепарда Фэйри в ММОМА на Гоголевском бульваре 10, ежегодный граффити-джем «30 граней движения» в Парке Горького и фестиваль документального кино об уличном искусстве «StreetDoc». Также в рамках проекта в городе появятся три красочных мурала от звезд мирового стрит-арта — Шепарда Фэйри и художников из Мадрида Тритмана (3TTMAN) и Окуды (Okuda), об этом будет объявлено отдельно. С программой и участниками Биеннале можно ознакомиться на сайте 2018. artmossphere.ru.
ПОДРОБНЕЕ О РАЗДЕЛАХ ОСНОВНОГО ПРОЕКТА:
Раздел ОНЛАЙН тематически объединяет работы авторов, которые не представляют жизнь в отрыве от цифровых технологий: «офлайн» для них невозможен без отключения от Сети — виртуальная реальность становится точкой отсчета, существуя в дихотомии с реальной жизнью. Именно поэтому газон в инсталляции арт-группы «Злые» прорастает в экспозицию оптоволоконом, а не зелеными ростками. Авторы анализируют негативное влияние цифровых технологий на человека, критикуя невозможность подлинного диалога в Сети и тотальное погружение в виртуальный мир с полным отказом от реальности. Художник из Великобритании Bill Posters изучает первую в мире сетевую маркетинговую кампанию, которая спустя 25 лет выглядит зловещим пророчеством сегодняшнего дня: решениями людей манипулируют при помощи информационным технологий. Показывая обстановку пустых комнат подростков через веб-камеру, аргентинский дуэт Doma Collective констатирует чудовищную тенденцию роста поисковых запросов на секс-видео с участием несовершеннолетних. Граффити-художник из Финляндии EGS строит дактилоскопическую карту мира, используя универсальный цифровой идентификатор современности — отпечаток пальца.
Ряд художников работает в эстетике ПОСТ-ИНТЕРНЕТА, перенося характерную «цифровую» визуальность в реальность, нарочито воплощая её в традиционных медиа, таких как живопись или скульптура. Так, аргентинский художник Пабло Харимбат (Pablo Harymbat) при помощи орудия, действующего в физической реальности как кисть фотошопа, создаст роспись и скульптуру — гигантский тэг, в объёме изображающий мазок «кисти» графического редактора. Граффити-райтер Миша WERT159 строит инсталляцию из нагромождения материализовавшихся элементов цифровой реальности, придавая им физический вес. На примере стерео-варио фотоснимков, снятых на длинной выдержке, Владимир Абих наглядно демонстрирует, что ежедневно вынужден считывать человеческий глаз при смене картинки на смартфоне — поток измельченных и потерявших взаимосвязь элементов информации.
Самую многочисленную по количеству участников категорию — OFFLINE, составляют художники, которые полностью исключили использование цифровых технологий в своих работах: в противовес виртуальности они вдохновляются реальными городскими ландшафтами и природными материалами, ретроградными способами коммуникации и жизнью до Интернета, а также медиумами, на которые виртуальная реальность не имеет никакого влияния. Так, Люси МакЛауклан (Lucy McLauchlan), создаст в Москве сайт-специфик-живопись, снимая на холст отпечатки различных городских фактур. Александра Кузнецова готовит исследование городского пространства, в котором расскажет о «складках» города — местах, которые никак не используются и живут собственной жизнью: заглянув в зазоры забора-инсталляции, можно увидеть эти пространства на снимках и зарисовках. Дарион Шаббаш создает многослойные панно-скульптуры из пластика, обращая внимание на проблему загрязнения планеты и вторичной переработки мусора. Художница организовала сбор использованного бытового пластика: бутылки и упаковки от продуктов она измельчит и переплавит в плоские листы, из которых вырежет детали для своих арт-объектов. Участник арт-группировки ЗИП Эльдар Ганеев реконструирует в экспозиции всем знакомый двор, с игрой в резиночки, аттракционами и газетным стендом, вспоминая «аналоговое» детство 90-х.
Время и часы работы ВТ-ВС, 12.00-20.00, ПН — выходной
- «Цветик-семицветик» 6+ хореографический спектакль по произв. А. Катаева
- Деревянные лестницы для загородного дома