Интуитивно-энергетическое восприятие космического пространства Вселенной. Юбилейная выставка Петра Лесового читать ~6 мин.
с 11 по 20 Декабря
Выставочный зал Изобразительных искусств ТСХР «Лаврушинский, 15»
Лаврушинский пер. 15
Москва
Творческий Союз художников России приглашает в Зал изобразительных искусств Поволжского отделения Российской академии художеств «Лаврушинский`15» на персональную юбилейную выставку председателя Белгородского регионального отделения ТСХР Петра Лесового.
В Экспозиции представлены различные виды изобразительной деятельности художника, неразрывно связанные между собой и неотделимые от его творчества. Широкий временно и творческий диапазон выставленных работ даёт возможность проследить эволюцию живописного стиля, открыть малоизвестные грани художественного самовыражения автора. То, что показывает П. Лесовой, нельзя назвать итогом определённого периода. Это скорее зеркало, в котором зритель увидит мастера, его душу, его путь, где не поставлены точки.
Отдав «своё сердце акварели», Лесовой всем существом уходит в её таинства. Познает удивительное богатство материала. На стадии изучения и познания реалистический подход был единственно приемлемым для молодого художника. Гармония цвета и формы в природе, поиск красоты подталкивает его в путешествие по стране. В 80-е годы Лесовой совершает ряд творческих поездок на Север, в Белоруссию, в Среднюю Азию, Сибирь, Казахстан. Первая поездка на Север в 1983 году в Архангельскую область определила основную линию творческого пути на раннем этапе. Эта линия сопряжённая с привязанностью к природе русского Севера, его деревянной архитектуре, простой и выразительной. Прозрачность воздуха, ясность силуэтов, тональная контрастность, свойственная Северу, очаровала художника и обозначила технические приемы акварели тех лет. Его листы «Амбары и мельницы» и др. качественно неоднородны, но всем им присущи легкость, прозрачность, тщательная проработка деталей, композиционная привязанность мотиву и романтическая тенденция в колорите, ставшая доминирующей в последующих работах.
Впечатления, переполнявшие душу, неудовлетворенность от их реализации побуждают Лесового к новой встрече с Севером в следующем году. Эта встреча оказалась весьма результативной, появился ключ к своему пониманию красоты. Акварели «Лесотундра», «Вечерняя песня» и другие, вобрав в себя открытия и ошибки предыдущих работ, дают выход качественно новому уровню. Композиции становятся цельными, свободными от натурализма, рисунок точен без акцента на отвлекающих деталях. Красота мотивов, разлитые тишина и покой органичны с раскованной манерой письма. Лесовой работает широкой кистью, заливками. Преобладающая холодная, почти монохромная цветовая гамма в сочетании с тонким чувством тона, придают романтически суровую направленность листам. Следует отметить жанровость его пейзажей. Даже когда в работах нет прямого присутствия человека как в «Северной бане», «Деревня Кимжи», то оно ощущается в деревянных улочках, причалах, церквах, в скошенных вечерних полях, в аккуратно убранных стогах сена, в эмоциональной взволнованности автора. Следующие творческие поездки, одиночные и в составе всесоюзных акварельных групп убеждают в верности намеченного пути. Работа с натурой, смена впечатлений, углубление в технические возможности акварели, применение их в образном воплощении формы совершенствуют мастерство. Пришедшее мастерство легко откликается на движения души, невостребываемые ранее. Средняя Азия Лесового – значительный пласт в его творчестве, неразрывно связанный с определённой живописной системой Северного цикла, но уже граничащий с сегодняшним мироощущением автора. Художник, ищущий своё в искусстве, работая с натурой, стремится к композиции впечатлений, эмоций, вызванных к жизни красотой натуры. Средняя Азия, то место, где ни один художник не останется равнодушным. Но увидеть свою красоту и убедить в ней зрителя можно лишь отказавшись от привычного ракурса, изменив ряд представлений, точку зрения на них. Показать местность узнаваемой, реальной, но в то же время новой, загадочной, задача не простая. Но Лесовой решает её. Композиции лучших работ этого цикла изысканы. Конкретность сюжета не привязана к натуре, а находится в смелой, но продуманной организации пространства. Эта организация настолько естественна внешне, что тщательность вымеривания каждого пустого участка как бы остается «за кадром». Видимая «жизненность» композиций – показатель высокого профессионализма. Акварели «Горный кишлак», «Дастархан и аксакалы», «Ургутские невесты», «Ферганская долина» и др. не просто жанровые сценки. Это самая Средняя Азия с её природой, архитектурой, укладом жизни, с её мудростью и тайной. Рисунок конкретен, но не детален, в отдельных листах («Рождение сына») обобщен, доведен до гротескной выразительности. Большую роль в работе играет композиционная ритмика. Часто плавные, округлые линии глинобитных построек пересекают вертикали человеческих фигур, делая архитектуру вспомогательной, фоновой в главной идее работы. Иное дело природа. Она выступает и как действующее лицо, и несет декоративный элемент.
В 1989-1990 гг. на областных выставках появляются акварели на первый взгляд неожиданные, но вполне закономерные в творчестве Лесового. Философское осмысление действительности, ощущение чего-то смутного, глубоко внутреннего, нереализованного, не даёт покоя художнику. Он ищет новые пути выражения. Среди работ этого периода выделяется группа акварелей. Очень экспрессивен по своему смысловому и цветовому решению лист «Прощание с хозяином». С беспощадной обнажённостью показана драматическая сцена прощания огромного животного со своим хозяином. Обреченность, покорность судьбе персонажей обусловили напряженность цветовой и композиционной ритмики. Мысли о гибели, разрушительной силе зла находят своё развитие в последующих работах «Чернобыльский мутант похищает Украину», «Конец ХХ в. Чернобыль». Первая представляет собой сложную мысль о Чернобыльской трагедии, выраженную в не менее сложной композиции, языком символов и метафор. В другой акварели о Чернобыле художник снова прибегает к языку образов, видя в нём новые средства выражения своего понимания пространства. С этого момента познание и отражение мира у Лесового выходит за рамки предметно-конкретной изобразительности.
Отход от предметной живописи дал возможность реализовать то смутное, внутреннее, ощущение, которое шло давно. Размышления о космосе, о месте человека в нем, об экологической катастрофе, о гармонии с окружающей средой выплеснулись в большую серию «В космическом пространстве». Произведения данного цикла свободны от жанровой зависимости и представляют собой мир знаков, символов и цветовых ассоциаций. Через анализ хаоса знаков и пятен идет постижение гармонии, нащупывается контакт с глубинной скрытой сутью окружающего мира. «В космическом пространстве» – тема, над которой художник работает сегодня. Творческая эволюция философского насыщения, энергетического наполнения живописного пространства являет собой то, что есть стиль Лесового на данном этапе.
Его искусство живое, напряженное, ищущее, дышит красотой. И в нём важно все, что создает художник, будь то акварель, графика, скульптура. Его искусство предвидит, предсказывает, познает.
Родился Петр Лесовой в 1948 г. на Житомирщине. Рисовал с детских лет. По окончании школы, вопреки желанию родителей, поступает в Киевский художественно-промышленный техникум, на отделение художник-дизайнер. После службы в армии продолжает своё образование в Харьковском художественно-промышленном институте. В Харькове Лесовой уделяет большое внимание живописи, скульптуре, совершенствует рисунок. На четвертом курсе института Лесового принимают в молодежное объединение при СХ СССР, после защиты диплома он преподает на кафедре дизайна.
- В белгородском выставочном центре «Родина» открыты сразу три выставки
- Выставка художницы Алины Лесовой - «Русский север».
- Выставка произведений В.М.Сидорова