Ирина Дрозд. Коллекционерша читать ~2 мин.
с 18 Июня
по 25 ИюляМузей АРТ4
Хлыновский тупик, д.4
Москва
Я в траве нашел жука —
Черный жук, блестящий,
Для коллекции моей
Самый подходящий.
Вырывается мой жук,
Прыгает, стрекочет.
Он в коллекцию мою
Попадать не хочет.
Стихотворение на картине «Жук» Ильи Кабакова.
Что такое коллекционирование сегодня? Это уже не попытка сохранить момент истории, выражая его через упорядоченные объекты, как считал Вальтер Беньямин, и даже не представление себя во вне через реальные предметы: коллекционирование в цифровом и виртуальном пространствах становится все более и более активным. Что остается от коллекционирования? Осознанный выбор того или иного явления, добавление его в опыт своего проживания, «попытка создать приемлемую частную вселенную» (Кевин М. Моист, Давид Банаш «Современное коллекционирование: объекты, практики и судьба вещей»). Коллекционирование сегодня — это осознанное конструирование собственной индивидуальности через элементы различного уровня. Коллекционировать можно все: предметы, фантомы виртуального мира, опыт, эмоции, чувства. В фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение» один из героев называет себя «коллекционером событий». Илья Кабаков пишет пояснения к своей картине «Жук»: «Все живое делиться на тех, кто собирает коллекции, и на тех, кто служит предметом этого коллекционирования».
В своем проекте Ирина Дрозд показывает юных героинь, они – коллекционерши, которые только учатся этому занятию. «Экспонаты» в свою коллекцию они заманивают, прикармливают, разглядывают и создают для них домики — клетки, где те должны существовать. Героини и боятся своей коллекции, и любят, и берегут, и обсуждают. Что же такое сама коллекция? «Монстры», как называет их сама художница, с одной стороны, кажутся нам абсолютно фантазийными. С другой, отчаянно напоминают тех самых жуков и паучков, которых мы в детстве сажали в спичечные коробки, изучали и мучили для того, чтобы приобрести опыт взаимодействия с внешним миром, научиться проявлять себя вовне с помощью «другого». Это «другое» и само не ожидает найти себя в подобной ситуации, ведет себя напугано, а порой нагло. Что же это такое?
Маленькие коллекционерши Ирины Дрозд — собирательницы ничего иного, как собственных эмоций, которые художница воплощает в неведомых существах. Эмоции эти, столь непривычные в детстве, приручаются нами, сажаются в коробки, осмысляются и остаются жить в нашей детской комнате, где мы, изучая и приручая собственные чувства, становимся собой, а комната, в свою очередь, остается жить в нас, вместе с монстрами, коробочками и образами друзей. Именно такую комнату реконструирует художница, овеществляя с помощью скульптур и картин, нашу самую первую коллекцию, которая создается из взаимодействия с миром. Коллекция эта останется с нами на всю жизнь, и никто не знает, где и какая коробочка неожиданно откроется. Возможно, именно в такой комнате, со всеми нашими монстрами, мы и оказались из-за последних событий в мире.
Марина Альвитр
- «Гонка после технологии: инструменты аболиционистов для нового кода Джима» Руха Бенджамина, краткое содержание
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Выставка арт-группы «Провмыза»
- «Крым». Выставка произведений Виктора Иванова