«ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ: ДРУЖБА ДВУХ ГРАВЕРОВ». Выставка произведений А.П.Остроумовой-Лебедевой и Н.В.Синицына читать ~6 мин.
с 14 Июня
по 10 ИюляГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
Российская академия художеств представляет уникальную экспозицию – выставку работ двух художников, удивительных людей и необыкновенных мастеров. Одна из них Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) – всемирно известный петербургский мастер ксилографии, второй Николай Васильевич Синицын (1912-2000) – московский художник и педагог, сегодня, увы, многими забытый, но наследие которого, на взгляд исследователей, ждет в будущем широкая известность. Этих двух людей связывала духовная общность исключительной силы, дружба, которой трудно найти сравнение.
Выставка приурочена к 145-летию со дня рождения А.П. Остроумовой – Лебедевой. Экспозиция отсылает нас к тому пласту отечественной культуры, который связан с эпохой рубежа XIX-XX веков – временем поиска нового большого художественного стиля, взлета российского искусства.
В истории русского и мирового искусства нашёлся лишь один художник, имя которого немедленно ассоциируется с изысканно прекрасными, величественными, точными и характерными образами Санкт-Петербурга. Это А.П. Остроумова-Лебедева. Именно она, наряду с поэтами Серебряного века создала образ великого города на Неве, который до сего дня живет в каждом из нас, образ уже современный и, в то же время, классический в своей неизменной выразительности и запоминающейся навсегда характерности.
Анна Петровна родилась в 1871 году в семье тайного советника П.И. Остроумова. Училась в известной петербургской Литейной гимназии, посещала вечерние классы школы барона Штиглица, затем поступила в Императорскую Академию художеств. Ее учителями были И.Е. Репин, П.П. Чистяков, В.В. Матэ. Продолжила учебу в Париже у прославленного американского мастера Д, Уистлера.
На рубеже XIX-XX веков художница сблизилась с «Миром искусства». Александр Николаевич Бенуа назвал её «…одной из самых цельных и типичных фигур» творческого объединения. Среди мастеров «Мира искусства» она выделилась исключительным пристрастием к гравюре, наиболее «требовательному», строгому и технически сложному виду искусства. Благодаря А, П. Остроумовой – Лебедевой искусство гравюры в России с конца XIX-го века получило новое направление в своем развитии. Из ремесленной, репродукционной гравюра стала оригинальной, авторской.
А.П.Остроумова-Лебедева. Дорожки. Ксилография
А.П.Остроумова-Лебедева. Нева сквозь колонны Биржи. Ксилография
На протяжении всей творческой жизни в графике А.П. Остроумовой-Лебедевой безраздельно главенствовала тема Петербурга, начиная с видов Павловска 1900-х годов до середины 1940-х годов, когда, уже тяжело болея, она закончила серию своих петербургских работ ксилографией «Вид на крепость ночью». Всего она создала 85 произведений, посвященных великому городу. Петербург под резцом А.П. Остроумовой-Лебедевой становится вечным, непреходящим пространством, неистребимым символом эпохи наивысшего расцвета её творчества, времени взлета всей российской культуры. Здесь каждая линия неслучайна, и камерна, и монументальна одновременно, тут гений архитектора соединился с изысканным видением внимательного к красоте художника.
На выставке в Академии художеств будут представлены более 100 произведений мастера из частных коллекций, посвященных, главным образом, Петербургу. Это знаменитые цветные ксилографии «Петербург. Крюков канал», «Петербург. Перспектива Невы», «Петербург. Нева сквозь колонны Биржы», «Петербург. Колонны Биржы и крепость», «Ленинград. Елагин мост в инее», «Петербург. Летний сад» и др., автолитографии, акварели, рисунки, работы, созданные в зарубежных поездках – Италии, Франции, Финляндии, а также широко известная серия открыток «В помощь Общины Св. Евгении» 1904-1913 гг.. с изображением архитектуры Петербурга и полевых цветов.
А.П.Остроумова-Лебедева. Ленинград. Новая Голландия
А.П.Остроумова-Лебедева. Венеция ночью. Цв. ксилография
Вторая часто экспозиции посвящена творчеству московского гравера и педагога Н. В. Синицына – ученика А. П. Остроумой-Лебедевой, безмерно восхищавшегося её творчеством, исключительно одаренного, преданного и деятельного, бескорыстно помогавшего художнице в бесконечных житейских, деловых хлопотах. Их длительное деловое и творческое общение сопровождалось постоянной перепиской. Авторству Н. В. Синицына принадлежит монография «Гравюры Остроумовой-Лебедевой» в которой она предстает как одна из русских женщин-художниц, которую поистине следует назвать великим мастером.
Н.В. Синицын родился в 1912 году в селе Иваньково, недалеко от Троице – Сергиевой лавры, выбрал для себя стезю учителя рисования, художника. В начале 1930-х годов обосновался в Москве и стал преподавать сразу в нескольких школах. Среди его учеников Н. Калита, Д. Краснопевцев, Я. Манухин, Л. Дурасов, Ю. Берковский, Т. Скородумова, Д. Дмитриев, Л. Тукачев, Х. Аврутис. С самого раннего возраста он учил, а затем всячески помогал Анатолию Звереву, сумев сохранить и развить яркую индивидуальность знаменитого художника.
Ещё в 1930-е годы Н.В. Синицын заложил основу своей коллекции графики, в составлении которой проявились его редкий художественный вкус, знания и интуиция.
Н.В. Синицын. Деревня зимним вечером на месте Орехово-Борисово. 1966. Цв линогравюра
Н.В. Синицын. Из серии «Архитектурные творения архитектора В. Баженова в Царицыно». Общий вид дворца. 1951. Цв.Лногравюра
Н.В. Синицын не оставлял своего творчества и был хорошо известен как одаренный график, виртуозно владеющий техникой всех жанров этого вида искусства. Его творчество, может быть, лучше всех охарактеризовал Александр Николаевич Бенуа в своем письме из Парижа: «Ваши гравюры изумили меня и всех здешних приятелей, знающих толк в искусстве. Один лист лучше другого. Тонкое, глубоко поэтическое чувство природы Вы соединили с самой изощренной техникой. … меня поражает то, что Вам удалось превратить в нечто поистине монументальное и полное возвышенного настроения этот странный агломерат строений, что были воздвигнуты по прихоти царицы в Царицыно. »,,.
Творчество Н.В. Синицына представлено 60 произведениями. Это циклы цветных и монохромных линогравюр – портреты, архитектурные памятники, пейзажи, уникальная линогравюра, посвященная ансамблю Царицыно. Экспозицию дополнят серии акварелей, в которых запечатлены виды реки Оки в её среднем течении, Звенигород с его живописными холмами, поросшими соснами, старинными валами княжеского кремля, (по-звенигородски Городка), с величественно-прекрасным Саввино-Сторожевским монастырем.
Н.В. Синицын. Берег реки Истры.
Н.В. Синицын. Звенигородские дали. акварель
На выставке будут представлены документальные фотографии.
В экспозицию включены также произведения А.Н. Коротаевой (Синицыной), гравера и акварелиста – дочери Н.В. Синицына. Она родилась в Москве в 1964 году, училась в Первой московской художественной школе им. В. А. Серова, окончила художественный факультет Московского технологического института по специальности художник-модельер. В своем творчестве А. Синицына продолжает семейные традиции и работает как художник-график. Она, в первую очередь, обращается к темам русской природы и отечественных исторических памятников, чаще всего, соединяя их воедино. В её исторических пейзажах естественный мир и культура пребывают в нераздельном единстве, передают друг другу частицы своих особенных ипостасей – натуральной прелести и духовного смысла.
- ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
- Выставка олной картины Александра Михайловича Покровского (1881–1938) « Мельница на р. Яченке»