Константин Чеботарев (1892–1974), Александра Платунова (1896–1966). Жизнь в искусстве читать ~2 мин.
с 23 Ноября
по 24 ЯнваряНациональная художественная галерея «Хазинэ»
Кремль, проезд Шейнкмана, 12, 3-й подъезд
Казань
На выставке будут представлены более 150 произведений живописи и графики из собраний Государственного музея изобразительных искусств РТ, Национального музея РТ, Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КФУ, Национальной библиотеки РТ, Фонда Марджани (Москва), Галеев-галереи (Москва), частных коллекций (Казань, Москва).
Константин Чеботарев и Александра Платунова – знаковые фигуры казанского искусства 1920-х годов, эпохи авангардных экспериментов; активные участники художественной жизни Москвы рубежа 1920-х – 1930-х годов. Соединив свои судьбы вместе ещё в 1914 г., во время учебы в Казанской художественной школе, они прошли вместе по жизни, испытав все перипетии и тяготы истории нашей страны.
Чеботарев К.К. Красная армия 1917
Они всегда были единомышленниками в искусстве, где бы они ни жили – в Казани или в Москве, в какую бы художественную группировку они ни входили – «Подсолнечник» (1918) «Всадник» (1921 – 1924), ТатЛЕФ (1923–1926), «Октябрь» (1928–1932). В первой половине 1920-х годов они вместе с «красным ректором» Ф. П. Гавриловым организовывали деятельность Архумаса (бывшей КХШ), преподавали в Татарском театральном техникуме, вырабатывали новые методы художественного образования, отдавая все силы воспитанию нового поколения казанских художников, театральных режиссёров.
Вынужденные покинуть Казань в 1926 г., когда авангардные силы проиграли в борьбе с реализмом, и, обосновавшись в Ново-Гиреево под Москвой, они не изменяли идеалам своей юности, включившись в художественную жизнь Москвы, много работая в театральном и декоративно-прикладном искусстве, в плакате, книге. Они участвовали в крупнейших графических выставках в Москве и Ленинграде, а также за рубежом – в Париже, Лионе, Берлине и др.
1930-е – 1950-е годы стали тяжелым периодом в жизни художников, не желавших подстраиваться под изменившиеся идеологические нормы, насаждаемые повсюду. В эти годы К. К. Чеботарев большей частью работал «в стол», особенно много занимаясь живописью, воплощая их с А. Г. Платуновой повседневную жизнь. Важной частью послевоенного творчества К. К. Чеботарева стала работа над серией монотипий «Любимый город – Казань», в которой он показал нам город таким, каким он был в 1920-е годы.
Грандиозная выставка 1967 года «Агитационно-массовой искусство первых лет Октябрьской революции», проведенная в Москве и Ленинграде, в странах социалистического лагеря, вписала имя художников в историю советского искусства. Сейчас картины К. К. Чеботарева выставляются в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, живопись обоих мастеров – в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств РТ, произведения художников хранятся во многих музеях России.
Выставка в Национальной художественной галерее «Хазинэ» впервые представляет творчество К. К. Чеботарева и А. Г. Платуновой в наиболее полном объёме, отражая все периоды их творчества от 1910-х до1960-х годов. Это будет настоящее открытие для любителей искусства – большинство произведений экспонируются впервые за последние 50 лет.
Выставка продлится по 24 января 2017 года по адресу: Кремль, 3 подъезд, НХГ «Хазинэ».
- «Шагай левой!»
- Сергей Пискунов - создатель реалистичных подводных картин
- «Владимир Кудряшев (1902–1944). Графика, скульптура»
- Der Blaue Reiter: Немецкая художественная группа экспрессионистов
- «Галев-Галерея» впервые в Москве открыла выставку Павла Кондратьева
- По повести Ивана Франко издадут книгу комиксов
- Осень в картинах Леонида Афремова
- Выставка картин Любови Талимоновой «Сквозь времена и пространства»