«Корабль плывет». Выставка произведений Бориса Бельского читать ~3 мин.
с 7 по 29 Декабря
Мемориальный музей «Творческая Мастерская С.Т.Коненкова»
ул. Тверская, 17
Москва
Российская академия художеств, музей «Творческая мастерская С. Т. Коненкова» представляют выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Бориса Феликсовича Бельского «Корабль плывёт». Она проводится в рамках многолетнего выставочного проекта музея «Диалог с мастером». В экспозиции – графические листы и записные книжки художника.
В графических работах автора, посвящённых флоту, призрачные силуэты фантастических кораблей неожиданно прорастают шпилями готических соборов, а сумрачные фантомы неведомой флотилии полны внутреннего напряжения и мрачной энергии в контрасте чёрной и белого. Схоластически утончённая, тревожная графика Бориса Бельского, расположенная рядом с эмоциональной скульптурой Сергея Коненкова, даёт уникальную возможность погрузиться в миры, полные фантастическими образами и сюжетами. Записные книжки – отдельная часть экспозиции, представляющая воображаемый кабинет художника, где рабочие блокноты, заполненные рисунками и текстами, дают возможность наблюдать творческий процесс мастера.
Автор о концепции выставки: «По достижении, более или менее успешному, 60-ти лет, разбираясь в бумагах и архивируя найденное в коллажах, понял, что в основе большинства работ, даже шелкографий на металле размером 2,5 на 1,25 м, лежат записные книжки и дневники, а то и вовсе кусочки бумаги у телефона…
Из книжек вырастали новогодние шелкографские открытки (некоторые их коллекционируют, что радует). Потом все квалифицировалось по проектам и моделям кораблей «Первой эскадры» (другой большой проект открыт до 5.12.2021 в залах Российской академии художеств).
Другой аспект – название, одного, на мой взгляд, из лучших и философических (хотя они все таковы) фильмов Федерико Феллини. Мы все на корабле, и он плывёт, к счастью.
В процессе работы мне показалось, практически бросилось в глаза сходство корабельной архитектуры и конструкций соборов. Оказалось, это давно известно учёным и конструкторам. Но я не кораблестроитель, ничего из этого не построить. Бытует исторический анекдот: Кайзер Вильгельм (тот который кузен Николая II) очень любил рисовать проекты кораблей и делал это с большим тщанием. Кто-то из адмиралов иронично заметил: отличный корабль, жаль не поплывет.
Может, оно и к лучшему. То, что вы видите «корабли души» и они плывут (идут). В этих залах много кораблей и соборов души».
Борис Феликсович Бельский родился в Москве, в семье художника-графика Ф. И. Бельского и А. А. Агамировой. В 1984 году окончил факультет графики МГАХИ им. В. И. Сурикова, где учился у Н. А. Пономарёва, Б. А. Успенского, Н. Л. Воронкова. Затем повышал профессиональное мастерство в международных печатных центрах: Школе Ф. Мазереля (Нидерланды), Принтстудии Глазго (Англия), Художественный школе Каркаран и университете Радгерс (США). С 1980 года он участвует в зональных, республиканских и всесоюзных выставках, в экспозициях советской и российской графики за рубежом, международных Биеннале графики (Саппоро, Маастрихт, Чибо, Пусан, Калининград). Персональные выставки Бориса Бельского с успехом прошли в залах РАХ, в Музее архитектуры имени А. Щусева. В 1993 году Б. Ф. Бельский стал художественным руководителем Творческой мастерской шёлкографии Российской академии художеств в Москве. Художник является организатором мастер-классов по шёлкографии для студентов МГАХИ им. В. И. Сурикова и СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, учащихся МАХЛ РАХ и ряда других учебных заведений страны. Он член Комиссии по графике Правления ВТОО СХР, эксперт по печатным технологиям Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО Министерства культуры РФ, член Общероссийской ассоциации искусствоведов (АИС), участник научных конференций РАН и РАХ. Б. Ф. Бельский ведёт активную общественную и шефскую работу на кораблях Черноморского и Северного флотов. В Североморске им организована большая экспозиция современной графики, которая передана в дар городу. Работы автора находятся в собраниях музеев многих российских городов, зарубежных музеях, во многих частных коллекциях.
На основе статьи Светланы Бобровой, заведующей Мемориальным музеем «Творческая мастерская С. Т. Коненкова».