«Космогонические странствия». Выставка произведений Николая Рыбакова читать ~4 мин.
с 31 Января
по 25 ФевраляГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) состоится открытие выставки произведений Николая Иосифовича Рыбакова «Космогонические странствия». В экспозиции представлено более 50 живописных полотен, созданных художником в последние годы.
Николай Рыбаков — известный живописец, график, эмальер. Заслуженный художник России, член Союза художников России, член Союза фотохудожников России, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Общества изящных искусств Франции (SNBA), член Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ).
Родился 23 мая 1947 года в селе Колобово Забайкальского края. В 1972 году окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, где учился у И. А. Фирера, С. Ф. Турова, Ю. П. Якубовского, а затем сам преподавал более десяти лет. С 1970-х годов начитает краеведческие исследования по местам исчезающих поселений Орджоникидзевского района республики Хакасия и Читинской области (Забайкальского края). В дальнейшем Н. И. Рыбаков серьёзно изучает памятники археологии, этнографии, занимается научно-исследовательской деятельностью, становится внештатным сотрудником СО РАН и участником нескольких научных экспедиций, проводит научно-поисковые работы и документирование новых петроглифических памятников в районе отрогов Кузнецкого Алатау по рекам Черный и Белый Июсы республики Хакасия. В этот же период начинаются творческие поездки автора по Сибири (Хакасия, Бурятия, Тыва, Алтай, Таймыр), Дальнему Востоку, пустыне Гоби, в Монголию, Тибет, Италию и другие страны.
Н.И. Рыбаков – участник многочисленных творческих конкурсов, в том числе общесоюзного конкурса «Золотая кисть», Всесоюзной биеннале графики в Калининграде, Всесибирской выставки-конкурса современного искусства, Балтийской биеннале графики, французского Национального общества изящных искусств (Лувр).
Ведет активную выставочную деятельность в России и за рубежом (Франция, Германия, Италия, Англия, США, Япония, Швеция, Финляндия и другие). Его работы представлены во многих музеях, включая Государственный музей искусства народов Востока, Центр современного искусства М'Арс и Музей современного искусства Эрарта.
Николай Рыбаков, пытаясь найти ответ на самый главный вопрос – о единстве философских воззрений и внутренней закономерности пластической формы, переходит к мифопоэтической образности и стилистическому единству грандиозной творческой концепции космогонического и космологического учения о Хаосе и Гармонии, о Тьме и Свете. Бесформенный неорганизованный Хаос обретает структурированный образ космогонической Гармонии.
Органичность творческого процесса заключается в формальном единстве пластического языка в целостном восприятии мгновенно схваченного образа – живопись по силе эмоционального воздействия сливается с музыкой. Сквозь богатую фактуру картинной плоскости, на которой едва различимы колебания ликов людей и абрисы степных скакунов, зарождается гармония. Поэтика традиционного быта, привычный нравственный уклад сибирской патриархальной среды мастеру понятны и близки – его детство прошло в степях Забайкалья. Воспоминания остались важнейшим компонентом творческих интересов и определили тематический круг будущих циклов работ.
Маршруты творческих поездок и путешествий привели художника к необходимости серьёзного погружения в исследования культурной полифонии семантических знаков, оставленных на территории сибирской Азии. Тема Сибирской Азии в его творчестве закономерно разворачивается от бытийного прочтения до постижения космогонического единства мира. Сибирская Азия – огромный Космос, в невообразимых пространствах которого, скрещиваются потоки разных культур. Сибирь и есть обозначенная точка Центра Азии, невидимая грань традиционного и патриархального мира, простирающего географические границы от Средней Азии и Монголии до самого крайнего Севера.
Циклы работ по Хакасии, Тыве, Таймыру задуманы как осмысление этнических и бытовых проявлений в особом укладе культурных традиций, в топонимических легендах и народных верованиях народов Сибири.
Драматические воспоминания о поездке по пустыне Гоби, от пережитого ужаса реально надвигающейся мглы настоящего Хаоса и песчаной, поглощающей пространство, пыльной бури, легли в основу ряда композиций, посвященных Монголии. Совершенно иное пластическое движение Света и цвета структурировано в пространство мерного ритма композиций по впечатлениям посещения долины Ламаюру. Аскетичные монашеские места Тибета насыщены тёплым золотом метафизической бесконечности, воспоминания о них остались в безмятежно умиротворяющем колорите работы с таким пронзительным названием «Долина одиноких женщин».
Циклы работ «Космогония» сформированы общей философской идеей. Они включают в себя сложно структурированное пространственное видение темы. Загадочность названия вылилась в живописную стилистику «музыкального движения» цвета: от глубокого синего до бирюзового.
Тематические циклы периода последних трех лет можно объединить единым стилевым направлением, близким к абстрактному экспрессионизму. В живописных открытиях художника важнейшей составляющей становится Свет, который и формирует динамику композиции. Многообразие технических приемов обогащает структурное построение плоскости со сложными рельефами и мягкими прозрачными лессировками живописной ткани полотна картины. Чуткость восприятия натуры становится основанием завершенности метафизических тем, способных выразить космологические константы языком живописи и достичь абсолютной целостности философских воззрений современного эстетического мироощущения художника.
- Выставка театральных художников «Театр. Имена»
- В честь приближающего юбилея Народного художника РФ Виталия Рогаля в Иркутске открыта выставка «Певец природы»
- Выставка Александра Гунзенова «Шаг с Востока» (Владивосток)