КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОЕКТ НАТАЛЬИ ГЕОРГАДЗЕ читать ~2 мин.
с 25 по 21 Августа
Центральный Дом художника
Крымский Вал, 10
Москва
Количество значений, которым человечество наделило красное и черное, кажется бесконечным. В эти цвета окрашена вся история ХХ века, его тоталитарные режимы, его революции, его знамена. В том числе и революция в искусстве, символом которой стал «Черный квадрат» Малевича. Черный – тьма, растворяющая весь прошлый опыт, точка обнуления, отрицания, заканчивающая определённый период. И красный, противоположный черному, – вызов, утверждение нового, содержащий призыв к его отстаиванию и сражению за него.
Однако эти сложные построения являются производными от первоначального, архаического, где красный и чёрный существуют не как части цветового спектра, а как символы психофизического опыта пребывания человека в мире.
Здесь диада «красный и чёрный» приобретает эротическое звучание, поскольку ассоциируется с моментами человеческой жизни, связанными с максимальным эмоциональным напряжением: красный связан с любовью, битвой, тревогой, победой, агрессией. Черный обозначает тьму, сон, окончание, смерть. Рассматривая чёрный и красный как часть универсальной триады «красное-белое-черное», английский антрополог Виктор Тэрнер отмечает, что эти символы психологического и социального опыта тесно связаны с физиологией человеческого тела, так как соотносятся с цветами продуктов организма. Белому цвету соответствует материнское молоко, красному – кровь, черному – экскременты, продукты распада, превращение органического в землю и пепел. Таким образом, пишет Тэрнер, «цветовая триада белое-красное-черное представляет архетип человека как процесс переживания наслаждения и боли».
Но и эти значения необходимо вынести за скобки, отпустить, раскладывая структуру визуального языка по нисходящей и переходя в область «эстетического» – туда, где красное пятно является просто красным пятном. Здесь цвет свободен от всякой рефлексии, и имеет право просто быть, утверждая только лишь собственное существование. Эстетическое измерение предлагает нам красный и чёрный не как носители символического, а как предмет исследования различной тональности и силы звучания, поиска максимальной интенсивности чувственного напряжения. Эти два цвета – воплощение пределов способности чувствовать, – обозначают крайние точки амплитуды зрительного восприятия, простирающейся от полного «ничто», отсутствия света и образа черного, до максимальной интенсивности красного.
Полифония выставки показывает способность цвета воплощать все эти роли и приглашает зрителя к исследованию различных уровней структуры визуального языка – как множества исторических коннотаций, как области психических переживаний и как пространства чистого опыта чувственного восприятия.
ЦДХ, КРЫМСКИЙ ВАЛ, 10, 5 ЗАЛ
- Выставка живописи Светланы Брезицкой «Впечатления о любимом городе»
- Юбилей ВЦ «Эрмитаж-Выборг» отметили выставкой «Северная палитра»