«Красные виноградники в Арле. Монмажур». Исследовательско-консервационный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина читать ~5 мин.
Пушкинский музей при поддержке LG SIGNATURE завершил проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Результаты исследований дали возможность реконструировать этапы работы художника над полотном, понять технологию его создания, а также выявить деструктивные процессы, влияющие на состояние сохранности произведения. За этапами изучения картины можно следить на сайте проекта, где будет публиковаться серия видео «Дневник реставратора» и «Диалоги о творческом пути и работе ван Гога».
Картина «Красные виноградники в Арле. Монмажур» всегда находилась под пристальным вниманием специалистов Пушкинского музея, однако прежде никогда не изучалась настолько подробно. Впервые были проведены масштабные комплексные технико-технологические исследования произведения, в рамках которых специалисты изучили морфологические особенности холста, набор и степень повреждения волокон нити, произвели рентгенофлуоресцентный анализ поверхности красочного слоя, определили химический состав грунта и красочного слоя и состав микрообразцов воско-смоляной мастики и пожелтевшего осетрового клея.
Исследования осуществлены при участии специалистов кафедры высших растений биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственного научно-исследовательского института реставрации и научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства.
Работы по реставрации рамы включали в себя как профилактические мероприятия, такие как укрепление грунта и позолоты, удаление стойких поверхностных загрязнений, так и эстетические – исправление потемневших тонировок, восполнение утраченных фрагментов резного декора, утрат грунта и позолоты, тонирование и покрытие лаком.
В процессе консервации картины укреплены участки с угрозами осыпей красочного слоя, а также с поверхности полотна удалён старый потемневший реставрационный клей.
Благодаря проведённым технико-технологическим исследованиям, а также реставрационным и консервационным работам состояние сохранности произведения стабилизировалось. Специалистам музея удалось остановить медленное разрушение картины, определить его первопричины, укрепить опасные места и предотвратить возможные риски. Устранение следов предыдущей реставрации улучшило эстетические качества произведения. Завершённая консервация и новые сведения о картине позволят экспонировать её без опасения за состояние холста и красочного слоя, что даст возможность показать её на выставке «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» (27 июня – 30 октября, 2022, ГМИИ).
Процессы исследования и реставрации картины будут представлены в четырёхсерийном документальном фильме «Тайна „Красных виноградников“», который создаётся брендом LG SIGNATURE. Первые две серии уже доступны на платформе IVI. Режиссёром фильма стал Иван Вдовин, обладатель награды Международного фестиваля производителей рекламы в Каннах (2018) и автор таких документальных работ, как «Закура», «Who is Russia. Sakhalin», «Страх и трепет». Мультимедийный проект LG SIGNATURE полностью соответствует задачам цифрового направления национального проекта «Культура» и отражает социальную миссию проекта – популяризировать искусство с помощью новых технологий.
Историческая справка
Картина Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур» – одна из важнейших работ в творчестве художника и единственное произведение, покупка которого при жизни мастера подтверждена документально. Этот шедевр – свидетель драмы художника и его попыток преодоления кризисной ситуации. Ван Гог создал его в ноябре 1888 года в диалоге с собственными воспоминаниями во время творческого партнёрства с Полем Гогеном, обернувшегося трагедией. Картина сопровождала мастера в его скитаниях по Арлю перед переездом в госпиталь Сен-Реми, а затем была выбрана им лично для показа на выставке «Общества двадцати» в Брюсселе, последней в жизни художника. Здесь в январе 1890 года её и купила художница Анна Бох, знавшая ван Гога лично. Из её собрания «Красные виноградники» в 1906 году переместились на парижский художественный рынок. В 1909 году её приобрёл московский коллекционер Иван Морозов. С 1918 года эта работа стала частью собрания Государственного музея нового западного искусства. В коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина картина находится с 1948 года, здесь в 1951-м она прошла основательную реставрацию. С этого времени она практически не покидала стены музея. Сегодня это одно из центральных произведений в экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
LG SIGNATURE
Бренд LG SIGNATURE — это сочетание исполненных смыслом инноваций и неподвластной времени эстетики, определяющих новый стиль жизни. Коллекция LG SIGNATURE включает в себя: первый в мире сворачивающийся телевизор LG SIGNATURE OLED R, телевизор 8K OLED с самоподсвечивающимися пикселями, обеспечивающими глубокий чёрный цвет, насыщенность остальных цветов и максимально реалистичное качество изображения; холодильник с функцией InstaView Door-in-Door; стиральную машину с двумя барабанами; климатический комплекс LG SIGNATURE, обрабатывающий пространство ультрафиолетом, увлажняющий и очищающий воздух.
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времён до наших дней. Музей насчитывает в своём фонде около 700 оригинальных произведений, созданных мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Отдельное место в собрании занимает коллекция французского искусства XIX–XX веков меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, представленная знаковыми произведениями Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Фонды музея продолжают активно пополняться. С 2018 года Пушкинский музей в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства.
В музее при отделе реставрации и консервации работают мастерские реставрации живописи, графики и предметов прикладного искусства, а также лаборатория физических методов исследования. В мастерских проводятся изучение и реставрация произведений из различных коллекций ГМИИ. Сотрудники Отдела участвуют в постоянном мониторинге состояния сохранности экспонатов, выполняют необходимые профилактические работы по их консервации и участвуют в подготовке к выставкам. За последние два года в мастерских отдела было отреставрировано более 2500 произведений искусства. Среди наиболее крупных проектов последнего времени – исследование и реставрация скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса, изучение и реставрация фламандской шпалеры XVI века «Триумф Надежды» из серии «Триумф семи Добродетелей», фотовыставка«Дважды спасённые» в Ченнаи (Индия), проект по реставрации и реконструкции монументальных росписей Эребуни VIII-IV веков до н.э., изучение и реставрация столешниц с мозаиками Pietre Dure, научно-исследовательский проект по изучению коллекции Генриха Шлимана.