«Лидия Ольшанецкая (1924-1979). Живопись. Графика» читать ~4 мин.
с 6 Июля
по 26 АвгустаКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
7 июля в 14-00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж) состоится торжественное открытие выставки «Лидия Ольшанецкая (1924-1979). Живопись. Графика».
Основой для выставки стали 22 работы, которые в 2017 году передала в дар музею дочь художницы московская художница, представительница известной творческой семьи Марина Файдыш.
Лидия Ильинична Ольшанецкая родилась 1924 году в Москве в семье архитектора. Творческая семейная атмосфера способствовала её стремлению рисовать с детства. Окончила художественную школу и в 1940 году поступила в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, обучение в котором завершила в 1946 году как театральный художник. Была стажером в Большом театре. Затем многие годы работала в качестве художника в театре кукол, ныне носящем имя С. В. Образцова. Работала так же в живописном комбинате. Участвовала в различных художественных выставках в России и за рубежом. Краткая биографическая справка отражает лишь внешнюю сторону напряженной творческой жизни, прерванной смертью в 1979 году. Многие замыслы остались не осуществленными.
Количественно ограниченная выставка произведений, переданных в Дар Калужскому музею изобразительных искусств членами семьи художницы, в целом вполне отражает основные направления её творчества, как в живописи, так и в графике. Основное достоинство представленных работ – это их высокий профессиональный уровень и оригинальное решение художественных задач, в каждом случае в соответствии с авторским замыслом. Л. И. Ольшанецкая успешно работает в различных техниках, и трудно сказать какой из них отдает предпочтение.
Свое мастерство театрального художника автор хорошо проявила в выполненных в 1949 году эскизах к спектаклю «Детство Горького». Пять небольших по размерам композиций интересны не только композицией и колоритом с его плотной красочной гаммой, но и в этнографическом отношении, знанием провинциального мещанского быта в его историческом прошлом. Это выдержанный с честью экзамен на творческую зрелость. В том же году появляется ещё один живописный интерьер – картина «В комнате», привлекающая внимание своей поэтизированной обыденностью. Обычная обстановка деревенского дачного дома, со столом покрытым белоснежной скатертью и стоящем на нём букетом цветов. Сказано здесь больше того, чем изображено кистью.
Различны по своему характеру пейзажи. Очень свежо и не принужденно, крупными мазками, фактурно, написан «Дом напротив» в 1961 году. Хорошо найденными цветовыми сочетаниями отличается «Пейзаж с соснами», 1973 года. Такой же декоративны характер имеет «Тарусский пруд», 1976 года. Но, вероятно, самым примечательным оказывается датированный в 1974 годом пейзаж «Зимнее солнце», с выразительным силуэтом голых деревьев у старых деревянных построек. И здесь пастозная живопись создает впечатление большого внутреннего напряжения. Казалось бы обычный «дворовый» мотив представляет опоэтизированным живым чувством мастера.
Не менее разнообразны и графические работы. Особое место занимает карандашный «Женский портрет», 1955 года, с погрудным изображением пожилой женщины. Преобладают выполненные в технике акварели натюрморты. Самый ранний из них, 1956 года, «Анютины глазки» засвидетельствовал умение художницы работать с применением «живописных пятен» добиваясь тонкого цветового звучания. Целая серия с изображением различных цветов («Фиалки», Цикламен белый», «Фиалка», «Герань», «Цикламен розовый») создана в 1978 году, за год до смерти, словно прощание с земной красотой. Все эти работы выдаются декоративностью в сочетании с изысканным колоритом: краски нанесены легкими полупрозрачными мазками, с умелым сопоставлением холодных и ярких тонов.
Отдельное место занимают акварель с темперой «Сказка «Красная шапочка», 1978 года, и цветная линогравюра «Сказка «Репка», 1976 года; последняя напоминает народный лубок с его яркой раскраской. Вполне вероятно, что это часть задуманного цикла.
Сколь ни разнообразны по своим сюжетам отмеченные произведения, – все они в равной мере несут отпечаток яркого индивидуального творчества человека, посветившего жизнь искусству. Л. И. Ольшанецкая явно не стремилась к крикливому успеху, и поэтому её произведения овеяны скорее поэтическим восприятием окружающего мира. Обычно его не замечают те, кого привлекает экзотика. Художница любила и ценила красоту родного края и делала все от нее зависящее для раскрытия его привлекательности для других.
В процессе подготовки выставки владельцы коллекции Л. Ольшанецкой передали в дар музею ещё несколько произведений.
В. Г. Пуцко.
Выставка продлится до 26 августа по адресу: ул. Ленина, 103.
- ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «РЕПКА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
- Любовь – мелодия. 6+
- Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф «От праздника до праздника»
- «Окна говорят» - выставка петербургской художницы Музы Оленёвой-Дегтярёвой в «Голубой гостиной» петербургского СХ