Лю Болин. Художник-невидимка. 6+ читать ~5 мин.
с 17 Февраля
по 20 МаяМузей современного искусства Эрарта
Васильевский остров, 29-я линия, д.2
Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта представит этой зимой новую международную выставку: работы знаменитого китайского «художника-невидимки» Лю Болина.
В своем творчестве Лю Болин соединяет различные жанры и техники, включая скульптуру, перформанс и фотографию. Своими работами он обращается и к важным проблемам всего современного общества, и к политическим противоречиям Китая и других мировых держав.
На первый взгляд, когда вы смотрите на итог работы Болина – фотографии – может показаться, что на них запечатлены необычные пейзажи, не более того. Какие-то из пейзажей легко узнаваемы, другие – нет. Однако если присмотреться внимательней, на каждой фотографии можно разглядеть контур стоящего человека. В его фигуре есть что-то тревожащее, вызывающее вопросы. Что он здесь делает? Что символизирует его присутствие? С какой целью он вписывает себя в пейзаж?
Лес, № 129. 2014 © Liu Bolin, с участием художника и Galerie Paris-Beijing
Конечно, фигура – это и есть Лю Болин, который «исчезает в городе», становясь «Человеком-невидимкой». Предпосылкой к созданию цикла фотографий «Спрятаться в городе» стали события 2005 года, когда при подготовке к Олимпийским играм в Пекине правительство уничтожило международный художественный лагерь Суо Джия Кан. Наряду со многими другими художниками Лю Болин, член Суо Джия Кан, потерял свою мастерскую и почувствовал своим долгом выразить протест против беспричинного разрушения творческого дома десятков соотечественников. А политический климат в Китае таков, что определённые формы протеста были и остаются под запретом. Такое непростое положение дел побудило художника разработать оригинальные методы выражения своего мнения. Этими методами Болин пользуется и сегодня.
Серия «Спрятаться в городе», № 02 - Suojia Village. Фотография была сделана разрушенной мастерской. 2005 © Liu Bolin, с участием художника и Galerie P
Первым делом художник тщательно выбирает фон и место, которое имеет для него символическое значение и, в то же время, вызывает отклик у других. Следующим шагом становятся определение точного положения художника, снятие всех необходимых мерок, подбор костюма. Сначала художник со своей командой раскрашивает костюм так, чтобы он полностью сливался с подобранным фоном. На это уходит около 4-5 часов. Затем Болин надевает готовый костюм и совершенно неподвижно стоит в выбранном месте, в то время как его помощники раскрашивают его лицо и делают фотографии. Итого, на создании одной фотографии, даже с учетом усилий пяти или шести ассистентов, может уйти целый день.
Телефонная будка, № 65. 2008 © Liu Bolin, с участием художника и Galerie Paris-Beijing
Важно, что художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фотографий. Фотографии Болина точно передают то, как краска наложена на художника в этот конкретный день, в эту конкретную погоду и с этим конкретным освещением.
Чаще всего фон для работы подбирается так, чтобы можно было рассказать что-то об актуальных проблемах общества.
«Выбранные места должны отсылать с ясностью к определённым символам, будь то политика, экология, культура и так далее… Фон даёт самую важную информацию. Конфликт возникает, когда мое тело исчезает в этом фоне – отражении общества с моей точки зрения», – говорит Лю Болин.
Прежде всего, включение себя в определённый пейзаж позволяет высказать протест против политического климата или социальной ситуации, сохраняя при этом определённую степень анонимности. Кроме того, Лю Болин также осмысляет в своих работах проблемы экологии и глобального потепления.
«С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то, что условия жизни улучшаются, люди вычеркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет своё значение», – утверждает Лю Болин.
Подсолнухи, 2012. © Liu Bolin, с участием художника и Galerie Paris-Beijing
В каком-то смысле, художнику удается в очень доступной форме поставить под сомнение взаимоисключающие отношения между цивилизацией и её развитием.
Работу Болина можно рассматривать и как метафору состояния современного общества, невидимого для превосходящих его сил государства, окружающей среды, консьюмеризма и урбанизации. Лю Болин отмечает, что «в Китае люди, в особенности простой народ, уже долгое время придерживаются однообразия, тематически окрашенного в красный. Даже их кровь впитала это однообразие поведения и мышления».
То же самое можно сказать о любой стране и о любом месте. В какой степени наши страдания будут услышаны? В какой степени мы сами можем найти себя в подобной ситуации или похожем пейзаже? Сможешь ли ты узнать себя в том месте, где внешние силы задвигают тебя на задний план?
На эти и другие вопросы художник ответит лично в музее Эрарта. Лю Болин приедет на открытие выставки и проведет специальную встречу с журналистами 15 февраля. Помимо стандартных «вопросов-ответов», художник «спрячет» в выбранный фон нескольких добровольцев, продемонстрировав свои методы в действии, показав весь процесс журналистам. Более того: за день до открытия выставки Лю Болин тоже «исчезнет в Эрарте», то есть впишет себя в пространство музея, таким образом включив Эрарту и Санкт-Петербург в свою творческую биографию. Процесс будет запечатлен на видео и показан на вернисаже.
Выставка организована в сотрудничестве с Galerie Paris-Beijing.
Эксклюзивный партнер выставки: компания Moncler. Философия бренда Монклер всегда строилась на поддержке искусства и творчества. Бренд особенно дорожит партнерством с Лю Болином, «спрятанным» главным героем последней рекламной кампании Монлер, в которой художник призывает к диалогу между искусством и природой.
Биография художника:
Лю Болин родился в Китае в провинции Шаньдун в 1973 году. Получил степень бакалавра и затем магистра искусств в Центральной академии искусств в Пекине. Его работы выставлялись по всему миру, в том числе в Центре Помпиду (Париж, Франция); в Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия); в штаб-квартире ООН (вестибюль главного входа) и Центральном учреждении ООН (Нью-Йорк, США). Работы художника включены в важные собрания, в том числе в Unicredit Group (Милан, Италия), собрание Société Générale (Франция), музей Fotografiska, (Стокгольм, Швеция) и Fondation Ariane de Rothschild (Мадрид, Испания).