«М7». Выставка произведений Олега Леонова читать ~4 мин.
с 30 Октября
по 17 НоябряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
В Выставочных залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) пройдёт выставка произведений заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Олега Александровича Леонова.
Экспозицию составят около 100 живописных и графических работ, объединенных в несколько тематических серий и представляющих разные грани творчества известного московского художника. «М7» – название выставки, обозначая одну их федеральных трасс – дорогу, которая привела много лет назад будущего художника в Москву, символизирует и жизненную магистраль – полный исканий, художественных обретений творческий путь художника в современном мире.
Олег Леонов родился в 1959 году в Татарии. В 1980 году окончил Казанское художественное училище, 1990-м – Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, мастерскую портрета И. С. Глазунова С 1988 года – постоянный участник российских и зарубежных выставок. С 1992 года работает в Студии художников имени В. В. Верещагина МВД России, в настоящее время – ее руководитель.
Произведения мастера находятся во многих музеях России, среди которых Государственная картинная галерея им. Дейнеки в Курске, Государственная картинная галерея им. Нестерова в Уфе, музеи Вологды, Костромы, Центральный музей МВД РФ и др., в российских и зарубежных частных коллекциях. О. А. Леонов–лауреат премии МВД России, удостоен почётных государственных и профессиональных наград, среди которых Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ведомственные награды МВД, награды Российской академии художеств.
Экспозиция выставки, включающая циклы портретов, пейзажей, произведений, посвященных военной тематике, символико-философских композиций – представляет ищущего, творчески сложного, а порой и противоречивого автора, художника-философа. Прекрасно владея богатейшей палитрой изобразительных средств реалистической живописи, он уходит от бесконечных вариаций сюжетов натурных наблюдений. Остро ощущая нерв времени, мастер ищет созвучные ему темы и средства их воплощения в стремлении к глубокой, сущностной корреляции содержания и формы.
В большинстве своих работ художник предлагает зрителю сложную игру смыслов и форм, которая требует и общей культуры, и фантазии в интерпретации образов, и абсолютного владения технической стороной исполнения. При всей ироничности и гротеске многих его работ безусловное мастерство, умение придать изображению наибольшую достоверность, убедительность позволяет художнику удержаться в рамках серьёзного разговора. И метафора не становится самодовлеющим компонентом картин автора, в силу особой пластической насыщенности каждого образа. Свидетельство тому – работы серии «Жизнь предметов во времени». В их стилистике заключен и определённый отсыл к эпохе «сурового стиля» и одновременно современный подтекст. («Грабли», «Тени прошлого»). Художник увеличивает масштаб изображения, при этом мастерски «лепит» форму. Контраст естественного зрительного восприятия предмета и воплощения его на холсте достигает некоего предельного уровня, за которым рождается новый смысл вещи, начинается её новая самостоятельная жизнь вне привычной для нее «функции». И тогда в зрительском сознании грабли из инструмента превращаются в олицетворение агрессии, сапоги и вилы на вспаханной земле в символ тяжкого труда и целой исторической эпохи. Самоё пространство картин О. Леонова многозначимо, метафизическая ясность соединяется в его природе с пластической подвижностью, всякий раз оставляя зрителю возможность маневра в интерпретации образа от общих понятий до конкретных переживаний.
Стремление к сложной ассоциативности образных построений характерна в той или иной степени и для его портретных работ, и для произведений военной тематики, посвященных истории современной полиции. Конкретика сюжета или личности («Дядя Ваня», «Сосед», «Николай») в живописной интерпретации художника обретает глубокий символический подтекст. Образуя обширные портретные и сюжетные живописные циклы, эти работы создают галерею образов современников и воплощают авторскую художественную модель мироздания.
Совсем иной изобразительный язык демонстрируют его пейзажные работы. Один из разделов экспозиции отдан излюбленной теме художника – истории Москвы. «Москва-Таганка» – серия включает более 200 работ, 50 из них будет представлено на выставке. Таганка не случайна в творчестве художника. По словам автора это «настоящий плавильный котел, в котором неотделимы друг от друга разные исторические периоды и архитектурные стили. Маленькие дворики Серебрянического переулка, высотка на Котельнической, набережные и мосты – каждый уголок Таганского района дышит историей» Написанные легкой, живой и динамичной, почти «импрессионистичной» кистью, полные света и воздуха эти городские пейзажи подобны мгновенной фиксации самого бега времени. «Схваченное» сиюмнутное состояние готово смениться следущим и так до бесконечности.
Дополняет экспозицию серия рисунков в технике сангины и сепии – портреты, художественные фантазии.
Демонстрируя художественную универсальность мастера, выставка представляет глубокого, ищущего автора, творчество которого – своеобразное и закономерное явление современной российской художественной культуры.