Михаил Верхоланцев. «Иные цивилизации» читать ~3 мин.
с 21 Марта
по 9 АпреляРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
21 марта в 16 часов в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Михаила Михайловича Верхоланцева «Иные цивилизации». К 80-летию художника и 60-летию его творческой деятельности.
Михаил Верхоланцев – признанный мастер современной ксилографии и искусства книги, разносторонний художник, работающий в области прикладной и станковой графики, дизайна и живописи. Он родился в 1937 году в Москве в семье художников. Правнук знаменитого коллекционера Н. В. Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть графического фонда ГМИИ имени А. С. Пушкина. В 1961 году окончил МВХПУ (бывш. Строгановское), где учился у замечательных мастеров: В. Егорова, В. Козлинского, И. Гильтера, Ю. Случевского, В. Комарденкова. Обладает большой эрудицией в области гравюры и рисунка.
В таком сложном и редком виде гравюры как ксилография художник создал свой уникальный художественный стиль, которому присуще сочетание совершенной техники с экспрессией и композиционной энергией. Его тончайшие миниатюры – торцовые ксилографии прекрасно «работают» на книжной или журнальной полосе. Их чистейший виртуозный штрих сохраняется и при большом увеличении: гравюры обретают монументальное звучание и напоминают картоны к гобеленам. Несколько гобеленов созданы именно благодаря увеличенным гравюрам и осуществлены в материале фирмой «Палаццо дизайн» в Китае.
Сюжеты гравюр М. Верхоланцева разнообразны: это карельский эпос «Калевала», библейские и евангельские притчи, античность. Живописные полотна художника впитали в себя энергию и скрупулезность серебристых гравюр. Безошибочное попадание в масштаб и изысканная композиция открывают художнику возможность создать запоминающийся образ.
В работах Михаила Верхоланцева нет и малейшей реакции на актуальные стилистические движения. Ещё в студенческие годы он открыл для себя маньеризм, страстно полюбил гротески, живопись, архитектуру, мебель, мелкую пластику, созданные в этом стиле. Почти все его композиции вдохновлены произведениями музыкантов этой эпохи, названия которых ожили в работах художника.
Гравюры Верхоланцева с их серебристым мерцанием, колорит его живописи насыщены духом маньеризма. Во весь голос тут поётся осанна Россо Фьорентино, Приматиччо, Понтормо и гротесковым орнаментам Петера Флётнера. «Я старался добиться особого состояния, свойственного работам маньеристов: торжественно-сумеречное состояние природы, затихшей перед наступающей грозой. Тут и утреннее сфумато, тут и умиротворение и одновременно беспокойство, восторженное ожидание чудесного…», – говорит автор.
Михаил Верхоланцев известен и как дизайнер книг и журналов. Работая в журнале «РТ» («Радио Телевидение»), художник опубликовал много новых дизайнерских находок. Он сотрудничал со многими издательствами: «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Правда», «Детская литература», «Радуга», «Наука», «Педагогика», «Союзинфоркино». При участии художника издано свыше 1000 книг, альбомов, журналов.
М. Верхоланцев – прекрасный стилист, чувствующий всё характерное в изображаемой эпохе. Все образы художника – терпкие и острые парафразы текстов классиков. С 2010 года наиболее значимые работы Верхоланцева в области отечественной книги – гравюры к повести Л. Толстого «Крейцерова соната», иллюстрации к книгам Издательского дома «Дейч» (повести и рассказы Андрея Платонова, роман И. Гончарова «Обыкновенная история», повести и рассказы Л. Толстого). В 2014 году за книгу «Добродетели и пороки» художник удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса «Образ книги» в номинации «Авторская книга».
Михаил Верхоланцев отмечен многочисленными премиями, медалями и дипломами на международных конкурсах и биеннале графики в России, Италии, Дании, Бельгии, Турции, Польше, Китае, Швейцарии.
Персональные выставки гравюр и иллюстраций художника прошли во многих российских городах: Иркутске, Тобольске, Тюмени, Воронеже, Уфе и др.
Изобразительный язык художника уникален. Он отмечен театральным пафосом, необычностью построения композиции, огромной экспрессией образов и той особой декоративностью, что характерна для эстетики маньеризма и барокко с их неистребимым желанием удивлять.
Выставка работает по 9 апреля 2017 года.
- «Грезы и символы». Выставка произведений Михаила Верхоланцева
- «Графика 2019». Отчетная выставка Отделения графики РАХ