«Молодые фотографы России-2020» читать ~9 мин.
с 3 по 18 Июля
Калужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
С 3 июля в Калужском музее изобразительных искусств( ул. Ленина, 103) начнёт работать выставка девяти победителей портфолио-ревю Всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России-2020» и работы студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей Школы экономики. Выставка проводится в рамках 20-го юбилейного Всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России-2021.
Участники выставки: Александра Витушкина, Анастасия Куренкова, Андрей Шкляев, Аркадий Коробка, Мария Соколова, Марина Шукурова, Ольга Новикова, Катя Берестова, Сергей Коляскин и студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Важная часть программы каждого фестиваля «Молодые фотографы России»– портфолио- ревю для молодых фотохудожников¸ во время которого они могут показать свои работы специалистам фотографии и получить их оценку и рекомендации. Авторы лучших портфолио получают право принять участие в выставочной программе фестиваля будущего года. В 2020-м году 9 авторов лучших портфолио получили возможность показать свои проекты в Калужском музее изобразительных искусств в 2021-м году.
Работы студентов ВШЭ – «Вышка. Портрет поколения» – собирательный образ молодых людей 21-го века. Вот что говорит об этом Константин Лейфер, председатель жюри конкурса Русского географического общества, доцент факультета коммуникации, медиа и дизайна в НИУ ВШЭ:
«На факультете коммуникаций, медиа и дизайна мы не учим студентов фотографии в той степени, чтобы, выпустившись, они претендовали на места профессиональных фотографов в индустрии. Пока. Мы стараемся научить их видеть, и понимать фотографию, думать и выражать свои чувства и эмоции через фотографию. Показывать своё отношение к тому, что снимается, к тому, кого они снимают. Поэтому не судите строго Это, по большей части, съёмки студентов первого курса, вчерашних школьников, только знакомящихся с удивительным миром фотографии на довольно короткой учебной программе. Пока. Мы надеемся, что фотография на факультете будет изучаться более глубоко, и в будущем мы сможем поразить вас работами наших студентов. »
Неоднократный лауреат конкурса «Молодые фотографы России», секретарь Союза фотохудожников России Александра Витушкина (Ессентуки) показывает проект «Путеводный клубок». Она говорит:
- В славянском фольклоре есть понятие «путеводный клубок». В сказках он мог привести путника к счастью. Меня он привел к морю. Нежные, выдержанные в одной цветовой гамме работы Александры с главным героем – сказочным красным клубком – завораживают бескрайностью, морем до горизонта, символизируя о непростых поисках своего пути в современной жизни, творчестве, отношениях с другими людьми.
Лауреат конкурса МФР-2020 московский художник и фотограф Екатерина Берестова показывает сканограммы. Ее проект 2018/ 2020 годов называется «Черный квадрат с другой стороны». Казалось бы, трудно какого-то удивить такой техникой после признанного мастера Светланы Пожарской, сканограммы которой – цветные яркие, останавливают внимание детализацией и точно выверенной композицией. Сканограммы Берестовой – другие. Эскизные, наполненные поэзией и зыбкостью. Черно-белые, с редким вкраплением цвета. Чувственные. Глубокие. Насмотренный зритель, возможно, увидит в них очень личный диалог автора с супрематистом Малевичем и Кº, или продолжение вечного спора о форме и содержании. Екатерина Берестова о проекте: – Я забываю понятие «плоскость» и шагаю в глубину. Внутри темно, неизвестность пугает. Я выверну наружу чёрный квадрат. Он вовсе не пуст, он полон логических фигур и орнаментов моей души. Я строю из них образы. Чёрный квадрат – это окно, в котором, если смотреть, не так уж и темно.
Андрей Шкляев из Зуры, лауреат конкурса МФР-2021, предлагает зрителю задуматься о многомерности мира, таинственных явлениях, с которыми каждый хотя бы однажды сталкивался: «Энциклопедии учат нас, что мы проживаем на планете Земля, с атмосферой, материками и океанами, а мир подчинён законам физики, где одним из основных
понятий является материя. Материя — понятие, которое до сих пор в полной мере не объяснено и не изучено. Человечество всё чаще наблюдает паранормальные явления, обладающие признаками «червоточины» (Wormhole) — туннелей в пространстве и времени, убеждающих в существовании параллельных миров и материи за пределами классической трактовки с 3+1 измерениями, а теории учёных о количестве измерений, необходимых для описания Вселенной, вмещают уже от 10 до 26 пространств многомерности. Андрей Шкляев родился в селе Зура Удмуртской Республики. В настоящее время живет в Ижевске (Россия) и в Куусамо (Финляндия). Шкляев работает с документальной и арт – фотографией. В 2020 году завершил обучение в Куусамской школе фотографии. На творчество Андрея Шкляева во многом повлиял мастер арт – фотографии Юрий Притиск, у которого он занимается с 2020 года и который тепло отзывается о творчестве Андрея Шкляева: «С первыми работами Андрея пришло чёткое осознание: – Он чувствует! Мыслит! Верит в то, что показывает! Он проецирует себя! А через общение я вынес и то, что Андрей очень внимательный, чуткий и увлечённый человек. Все эти качества переносятся в творчество, и они просвечивают через его работы, являющие собой не массовую фотографию, но очевидно выделяющуюся среди многих, как концепцией, так и визуальной подачей».
За меняющимся миром растений, которые живут рядом с нами, буквально за стеклом, много лет наблюдает фотограф, биолог по образованию Сергей Коляскин (Челябинск), неоднократный финалист конкурса МФР. Проект «Застекляндия» – о тихом мире за окном. Растения тихо шепчут нам сокровенные тайны. Сам момент запечатления это медитативный процесс. Видеть прекрасное в простых окружающих нас вещах чудесное свойства нашего сознания. Искусствовед Анатолий Разуев написал про серию: «Застекландия смотрит на нас. Стоит остановиться и посмотреть. Посмотреть, как «мир за стеклом» созерцает нас. Созерцает наш бег, наши страсти, наши дерзания. Листья растений, словно глаза неведомого существа, выплывают из неведомой дали и, прижавшись к стеклу, не мигая смотрят в наш мир. В их мире мистический туман покрывает изморозью стекло, закрывая от нас происходящее, а ржавчина патиной забвения довершает похищение реальности. Недвижность и Изморозь оборачиваются льдом, свечение внутри которого превращает живое в беспредметное. Прихотливо извиваются матовые разводы на стекле, беспредметность торжествует».
Неоднократный финалист конкурса МФР Аркадий Коробка из Краснодарского края в серии
«ПРОЕКЦИЯ» рассказывает о том, что испытывает человек, столкнувшись с болезнью, и том, что может помочь ему эмоционально справиться с переживаниями:
«Болезнь является одним из самых напряженных переживаний в жизни человека, с которым он вынужден остаться один на один. В ряде случаев она активирует защитный механизм. Он переносит субъективное психическое содержание сознания на объект окружения или быта,
проецирует на него эмоциональное состояние. Но когда человек мысленно возвращается к пережитому состоянию, может проекция вновь проявиться и сохраниться или необходимость в ней уже отсутствует?»
Об особенностях Русского Севера с точки зрения его воздействие на психику человека и его подсознание рассказывает проект «Мерячение» Марины Шукуровой, московской фотохудожницы, выпускницы Института Фотодепартамента и Школы современной фотографии Докдокдок (СПб), финалиста МФР: «Русский север полон мистики, а зимняя ночь темна так же, как человеческое подсознание – говорит Марина, «Никто не знает, что скрывается в той темноте и что может вырваться на свет. Поэтому многие боятся темноты и не решаются блуждать в ней. Я не из пугливых. За полярным кругом ощущения меняются, и бесконечный серо-белый пейзаж перемежается вспышками то ли сознания, то ли беспокойства. Никто не знает, когда начнётся очередной приступ и когда он закончится, возможно, кто-то останется в измененном сознании навсегда. Фотография служит для меня как катализатором и проводником в «верхний» и «нижний» мир, так и способом вернуться обратно, как зарубки на деревьях, позволяющие найти дорогу домой».
«Мерячение или арктическая истерия – ряд имеющих общий патогенез, но различные формы манифестации психопатологических состояний, провоцируемых нахождением в приполярных областях и характеризуемых
резкими девиациями поведения на фоне сумеречного помрачения сознания, или неконтролируемая реакция на специфические, присущие исключительно Северу, факторы, выводящая человека в трансовые состояния, родственные шаманскому трансу и боевому трансу берсерка» Из книги Антона Платова «Арктическая истерия: между шаманом и берсерком».
Проект калужанки, неоднократного финалиста и лауреата конкурса МФР Марии Соколовой «В плену Морфея» уводит зрителя в призрачный мир сновидений и вместе с автором переживает ощущения сна и короткого бодрствования:
«Больше не могу спокойно спать, сон меня душит, парализует. Ночью кричу и просыпаюсь в холодном поту, боюсь закрыть глаза. Пытаюсь пошевелиться: начинаю с пальцев, перехожу к рукам, двигаю ногами, переворачиваюсь. Снова засыпаю».
«Где Я?» – так называется проект финалиста конкурса МФР, выпускницы фотостудии «Улыбка» имени В. М. Гришакова Анастасии Куренковой.
Он - о внутренних противоречиях, сомнения и поисках идентичности и внутренней гармонии современного человека. О чувствах, множестве социальных ролей, о личностном поведении: «Внутри каждого человека уживается несколько субличностей, одна из которых доминирует в определённые моменты жизни или на всем её протяжении. Они сменяют друг друга, и вот человек уже уходит от себя самого, себя настоящего. Как же быть дальше? Как среди всех тех «Я» отыскать то самое? Как понять, кто ты есть на самом деле, и достичь внутренней гармонии?»
Выпускница фотостудии «Улыбка» им. В. М. Гришакова, участница всероссийских и международных выставок и конкурсов, в том числе «Молодые фотографы России» Ольга Новикова представляет на суд зрителей проект «Я не знаю»: «Оказалось, что я ничего не знаю. Совсем или почти ничего. Я потерялась. Задавая себе вопросы о том, что происходит со мной, я больше не нахожу объяснения. Меня окутала паутина мыслей, которые не дают мне покоя. Ничего не произошло. Я будто крепко заснула и не могу отойти от этого странного сна, от новой реальности, где все дороги окутаны пеленой, где я не знаю, куда идти. Мне хочется спрятаться, уединиться и обрести себя вновь. Но я зашла в тупик и потеряла видение жизни. Я не знаю, что делать дальше». Черно-белые фотографии точно передают внутреннее смятение, желание героини проекта убежать от реальности, отстраниться. Уйти в себя, понять себя, чтобы снова вернуться к людям.
- «Медитации о первой философии» Рене Декарта, краткое содержание
- Выставка Ольги Муравиной «Лёгкое забытьё»