«Наша армия. Наши победы. Русская армия в произведениях художников и скульпторов XIX–XX вв.» читать ~7 мин.
с 6 Мая
по 3 ИюляМузейно-выставочный комплекс Школы акварели Сергея Андрияки
Гороховский переулок, 17
Москва
С 6 мая по 3 июля 2017 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки пройдёт выставка «Наша армия. Наши победы. Русская армия в произведениях художников и скульпторов XIX–XXвв. ». В составе экспозиции – более 115 произведений военной тематики из частных коллекций А. Г. Егорова и К. В. Журомского.
Выставка произведений из коллекций двух крупных современных российских собирателей отечественной и западноевропейской графики, живописи и скульптуры – Алексея Георгиевича Егорова и Константина Владиславовича Журомского – событие в полной мере незаурядное. Только за последние годы их собрания экспонировались в Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Центральном Доме художника, а также в Вологодской картинной галерее, Череповецком музейном объединении. И, конечно же, в музейных залах Школы акварели Сергея Андрияки, где настоящим открытием стали монографические показы творчества замечательного скульптора-анималиста Н. И. Либериха, акварелистов С. А. Дилакторского и Т. А. Кафенгауз, в результате которых на три «белых пятна» в истории отечественного искусства стало меньше.
Особую роль играет новый проект А. Г. Егорова и К. В. Журомского, посвящённый художественной военно-исторической проблематике. Подготовленная коллекционерами выставка «К пользе и славе России» (Государственный Исторический музей, Москва, 2016) сопровождалась прекрасно изданным каталогом «Русская армия в произведениях офицеров-художников и скульпторов XIX – начала ХX вв. ». Собранный научный материал и корпус художественных произведений с несомненной полнотой раскрыли тему, которая ранее практически «выпадала» из внимания специалистов по истории художественной культуры России. Этот замысел получил продолжение в экспозиции «Наша армия. Наши победы», представляемой сегодня в музейно-выставочных залах Школы акварели.
Выставка объединила произведения как мастеров отечественного искусства, так и иностранных художников, которые, подобно Деснойе, Крюгеру или Горшельту, обращались в своём творчестве к личностям и темам русской военной жизни. Портрет А. П. Ермолова (собрание К. В. Журомского) уместно соседствует здесь с прекрасным рисунком И. Е. Репина «Терской казак (подхорунжий Кротов)», с исполненной талантливым маринистом П. Н. Вагнером картиной «Гангут. Русская галера в дозоре», с полотном Ф. А. Рубо «Русский кирасир. Эскиз к панораме «Бородинская битва», с наброском на тему Отечественной войны 1812 г. Ф. И. Бойкова и с произведением «Старый солдат» неизвестного графика I половины XIX в. Выделяется в экспозиции великолепная литография (с подкраской акварелью) «Николай I, Император и Самодержец Всероссийский, Наследник Цесаревич, Великий князь Михаил Павлович, князь И. Ф. Паскевич Эриванский, князь П. М. Волконский, граф А. И. Чернышов, граф А. Х. Бенкендорф» из коллекции К. В. Журомского.
Внимание посетителей выставки, несомненно, привлечет быстрая акварельная зарисовка Г. К. Савицкого «Первая мировая война. Казаки» (1915), изображающая малыша, взгромоздившегося на луку казачьего коня. «И высоко, и страшно, а еду!», – явственно читается в его глазах. В этой же экспозиции – лист члена-корреспондента Академии художеств СССР Л. В. Сойфертиса «Наши части заняли город» (коллекция А. Г. Егорова). График советской поры запечатлел восторг ребятни, получившей возможность проехаться на лафете красноармейской пушки. Времена разные, но непосредственность жизненного и художественного переживания у двух мастеров одинакова. Оба подметили живую бытовую коллизию.
Собранные авторами каталогов материалы воскрешают и изрядно позабытые страницы художественной жизни страны. К примеру, вскоре после начала Первой Мировой войны из числа студентов Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств была создана группа молодых художников, призванная запечатлеть для истории наиболее яркие страницы военных действий. Под руководством Николая Семёновича Самокиша (он получил чин полковника) этот отряд направлялся на фронт, в части, которые отличались в наступлении или упорной обороне. Собранные материалы объединялись в выставки, которые патронировал Попечительский комитет под руководством Великой княжны Татианы Николаевны. В этой работе немалую роль сыграла деятельность художника Л. Р. Сологуба (1884–1956), 1916–1918 гг. исполнившего множество рисунков на темы боевых действий русской пехоты и артиллерии. Суровый в своих графических характеристиках штрих, отсутствие какой-либо приукрашенности происходящего – заметное достоинство этих нескольких листов из коллекции А. Г. Егорова.
Целый ряд рисунков коллекций выполнен в подчёркнуто реалистической манере. Особенно ярко это проявилось в произведениях искусства, иллюстрирующих события Великой Отечественной войны. Фронтовой художник Г. В. Храпак (1922–1974) оказался на театре военных действий с первых месяцев войны. Недавний студент, он участвовал в боях на Западном фронте, освобождал от фашизма Венгрию, Чехословакию, Австрию, был в Германии. Заслуженный художник России, автор внёс немало ценного в копилку художественной летописи Великой Отечественной войны. Искусно выполненные листы из коллекции К. В. Журомского: «Истребители», «В небе», «9 мая 1944 г. Севастополь», «Связь Севастополя, 1944 г. » и другие произведения графика в лаконичной пластической форме запечатлели ратный труд советских воинов. К. В. Журомский собрал также рисунки художника Н. И. Лапшина (1905 – 2003) «В теплушке», «Почта пришла»; «Танк Т-34» В. Я. Коновалова (1912–1995) и др.
В собрании А. Г. Егорова чрезвычайно интересна серия карикатур, выполненная народным художником России Я. В. Титовым (1906–2000). В годы войны он, майор советской армии, воевал под Ленинградом, Новгородом, на Волховском фронте. Реальный боевой опыт, профессиональное мастерство помогали находить лаконичные и ясные формы фронтовой графики яркой сатирической направленности. Ни рисунках видны указания на характер типографского набора: «5 квадратов», другие пометки редакторов и наборщиков военной печати. Но именно тем и интересны эти листы, что в них сохранилось живое дыхание войны, напряжённой художественной работы.
Рядом с этими произведениями в коллекции собирателя «Портрет Джалата Хачатуряна» работы действительного члена Академии художеств СССР П. П. Соколова-Скаля (1899–1961), произведения В. В. Щеглова (1901–1984). Интересно одно из украшений коллекции А. Г. Егорова – эскиз к картине «Три Ивана», выполненный Народным художником РСФСР, полным кавалером Ордена славы Ф. В. Антоновым (1904–1984). Среди произведений коллекции А. Г. Егорова имеется и другой уникальный экспонат – натурная зарисовка Сталина у стен Мавзолея. Рисунок исполнен в 1947 г. Народным художником СССР, действительным членом Академии художеств СССР, Героем социалистического труда Д. А. Налбандяном (1906–1993).
Существенную роль в рисунках часто играет пейзаж. В листе Г. В. Храпака «Бахчисарай» (коллекция К. В. Журомского) над разбитой военной техникой врага почти торжествующе возносится к небесной шири полноцветие живой природы. В нём кажутся усиленными краски неба, зелень лиственной парчи. Штрих точен, лаконичен, способен запечатлеть наиболее важное и значительное в увиденном. Конкретность работы вызывала и чёткость профессиональных решений. Неслучайно поэт Николай Рыленков много позже скажет: «От слов заученных и пресных // Мы отвратились в дни войны». Некоторые листы в коллекциях – память о людях, не вернувшихся с войны. Таков рисунок младшего политрука А. Д. Жаликова (коллекция А. Г. Егорова), погибшего на фронте.
Выставка «Наша армия. Наши победы», несомненно, привлечет внимание как любителей истории, так и всех, интересующихся военной историей. Она интересна, разнообразна, сопровождается тщательно подобранными справочными историческими материалами. В комплексе это и вклад в историко-художественную науку, и сохранение памяти народа о его прошлом, его истории, и урок для жизни настоящей. Можно справедливо вспомнить строки поэта Анатолия Жигулина: «Но трудный опыт горькой правды // С годами памятен вдвойне // То, что годится на парадах, // Не всё годится на войне». Выставка, две части единого каталога («К пользе и славе России», «Наша армия. Наши победы») посвящены военной теме. Но их глубинное предназначение – помнить о мире и оберегать его.
9. Либерих. Портрет Императора Александра II с сеттером Милордом, около 1870. Бронза, литье, чеканка, патирование. 29,4x26,0x8,5
Айвазовский И.К. Парусник на море в лунную ночь, 1874. Дерево, масло. 14,5x21,7
Антонов Ф.В. Три Ивана. Эскиз к одноименной картине, 1942. Бум., графитный карандаш, гуашь. 87,5x63,4
Балашов П.И. Офицеры и нижние чины Первой гренадерской дивизии, 1874. Бум., акварель, графитный карандаш. 41,2x33,5
Бунин Н.Н. Утро кавалеристов, 1892. Бум., накл. на картон, акварель, белила. 19,2x28,9 см