Неизвестный художник второй половины XIX в. Портрет неизвестного. 1873 читать ~3 мин.
с 1 Марта
по 2 АпреляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 1 марта в Калужском музее изобразительных искусств начнёт работать Выставка одной картины «Неизвестный художник второй половины XIX в. Портрет неизвестного. 1873»
Музейный проект «Художественный хронограф» в 2023 г. посвящён картинам-юбилярам. Одной из этих картин является представленное зрителям полотно XIX в., которому в этом году исполнилось 150 лет. Интересно, что в данном случае нам не известен ни автор, ни точное название работы, а сохранилась только датировка холста, которая, в свою очередь, позволяет порассуждать об исторической эпохе и её отражении в искусстве.
1870 год стал важнейшим для русской живописи – было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Это знаменитое объединение русских художников, чья деятельность на десятилетия вперёд определила пути развития отечественного искусства. Создание национального пейзажа, отражение на полотнах реалий и проблем современной им жизни, введение в живопись мира простого человека и крестьянской темы – все это было заслугой передвижников. 1870-е гг. стали временем становления и расцвета передвижничества, оформления его идейных принципов и признания у публики. Именно к этому периоду, согласно датировке, относится калужская картина.
Экспонируемая работа представляет собой мужской портрет в сочетании с жанровой сценой. Написанный в позе трехчетвертного разворота мужчина средних лет изображён художником в процессе употребления алкоголя. В руках он держит стопку и штоф с напитком. В работе автор сумел соединить подробное описание внешности мужчины с иллюстрированием, возможно, несколько прямолинейным, происходящего действа. Поясное изображение, построенное близко к переднему краю полотна, даёт возможность рассмотреть все физиологические черты мужчины и детали одежды: мы видим его небритое лицо, воспалено-мутные глаза, полные губы, откинутые назад волосы, а также скромное темно-зелёное облачение, похожее на домашний халат. Художнику удалось достаточно точно передать и внутреннее состояние героя, его с трудом сдерживаемое желание побыстрее употребить приготовленный напиток.
Отсутствие окружения и нейтральный фон не позволяют нам судить об обстоятельствах происходящего и определить задумывалась ли эта работа как самостоятельный портрет или все-таки как эскиз, набросок для большей по размерам жанровой композиции с разработанным сюжетом. Но с достаточно большой долей уверенности можно сказать, что создание такого интересного полотна – это отражение линии передвижников в русском искусстве, с их стремлением к правдивому, не приукрашенному отображению окружающей действительности, скорее даже к обличению социальных пороков. Такое отражение было одной из характерных черт передвижнического критического реализма. Как продолжение заданной на полотне темы на ум сразу приходят картины: «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Дворник, отдающий квартиру барыне» В. Перова, «Не пущу!» В. Маковского, «Купеческие поминки» Ф. Журавлева, заостряющие, причём в достаточно саркастичной форме, тему пьянства как общественной проблемы. Традиции передвижничества просматриваются не только в тематике работы, но и в сдержанном колорите полотна. Неброская зеленовато-коричневая цветовая гамма стала своего рода визитной карточкой художников-реалистов второй половины XIX в.
Калужское произведение, несмотря на отсутствие сегодня сведений об авторе и точном названии, является характерным образцом русской живописи эпохи передвижничества, раскрывающим это большое художественное направление не только через широко известные полотна, но и через небольшие работы творивших в то время мастеров.
- Выставки «Петербургские встречи»
- Выставка «Семья Маковских» 0+
- Выставка Александра Элмара «Назад в будущее» 12+
- Качество ритуальных услуг в Беларуси. Выход на новый уровень!
- «Братья Карамазовы», краткое содержание