О всех вещах, там обитающих читать ~5 мин.
с 29 Марта
по 26 МаяStella Art Foundation
Москва-Сити, 1-й Красногвардейский проезд, 15, 2-й этаж Башни «Меркурий»
Москва
Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится. Придётся к учёному немцу отправиться. Короткий расчёт у него с бытием; К разумному все приведя сочетанию, Он старым шлафроком и прочим тряпьём Прорехи заштопает у мироздания. Г. Гейне Stella Art Foundation представляет проект «О всех вещах, там обитающих» художниц Нины Котёл, Александры Митлянской и Евгении Соломатиной. Выставка соберёт более 50 работ впервые показанных публично. Экспозиция включает работы из фотографической серии «И это тоже пройдёт» Евгении Соломатиной, медитативно-статичные видео Александры Митлянской (включая копию работы из собрания ГМИИ им. Пушкина) и новую серию произведений Нины Котёл, в том числе специально созданный для главного зала пространства Фонда колоссальный свиток длиной 25 метров.
В качестве эпиграфа вынесено стихотворение Генриха Гейне, посвящённое учителю поэта, великому философу немецкого идеализма Гегелю. Оно в добродушной манере высмеивает грандиозную амбицию мыслителя привести жизнь к логическому, чёткому и окончательному порядку. За очевидной иронией этого произведения мы можем разглядеть важную интуицию поэта относительно наших сложных, практически интимных отношений с разрывами в рациональной картине мира, а также объектов, предназначенных объединить этот разрыв. Эту интуицию разделяют художники выставки, выявляя различные аспекты этой непростой экономики взаимодействия с пустотой.
Объектив камеры Евгении Соломатиной направлен несколько в сторону и по касательной по отношению к объекту фотографического интереса. Фотографии художницы напоминают стоп-кадры кинофильма, застывшие в момент смены планов. Они больше фокусируются на пустоте между объектами, чем на конкретных предметах. Отражение света на стене в номере отеля, случайный взгляд на хрупкую ключицу, щель между шторой и подоконником, бурлящая рябь воды – эти мимолётные, подвижные, фрагментарные образы поддерживают целостность нашего опыта проживания повседневности.
Героев работ Нины Котёл мы можем встретить в среде их естественного обитания — в глубине нижнего ящика комода, в дальнем углу верхней полки, внутри забытой на антресолях коробки. В каком-то смысле окружающее пространство — это не только то, что снаружи или внутри, но также неустранимый остаток между. Именно в этих «не-местах» скапливаются предметы, утратившие первоначальную функцию: осколок стекла, бусинка, потёртая игрушка, деревянный шарик и другие. Все вместе эти памятные вещи соединяются в полезный сентиментальный слой, питающий и поддерживающий личную историю.
Направленный в пустоту пейзажа объектив камеры Александры Митлянской фиксирует мир непредвзято и холодно. Эдмунд Бёрк, в своём эссе «О возвышенном и красоте» сравнивает пейзаж с пустотой, используя понятие «возвышенного ужаса». Философ-романтик утверждает, что пейзаж может вызывать у человека смешанные эмоции ужаса и восхищения, а его фундаментальным качеством является бесконечная и неделимая пустота пространства между складками рельефа. Можно сказать, что пейзаж для Бёрка – это дыра, из которой на остолбеневшего путника смотрит глаз возвышенного. Статичная камера Александры Метлянской возвращает этот взгляд. Примеряя на себя точку зрения механического, неподвижного глаза, зритель открывает для себя волшебство движения жизни в пустоте застывшего пейзажа.
Нина Котёл
Родилась в 1949 в Киеве. В 1980 переезжает в Москву, а с 1987 становится членом Союза художников СССР. С 1974 участвует в выставочных проектах: The Pyramid Show (Австралия, Сидней, галерея Московская палитра, 1990- 1991); 3-я Новосибирская международная биеннале современной графики (Новосибирск, 2003); Горизонты реальности (Бельгия, Антверпен, Музей современного искусства, 2003); Zen-d’Art. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989-2009 (Москва, ММСИ, 2010); Только бумага (Москва, галерея XL, 2016); Бомбей-Москва. Нейросеть такую сказку не придумает (Москва, галерея Тотибадзе, 2021). В 2004 награждена профессиональной Премией «Мастер»-2003. Произведения находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Государственном центре современного искусства и других отечественных музеях (Нижний Тагил, Новосибирск, Орёл, Ставрополь, Томск, в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте). Живёт и работает в Москве.
Александра Митлянская
Родилась в 1958 году в Москве. Участница выставочных проектов: Итоги (Германия, Берлин, выставочный зал Берлинской академии искусств, 1996); Galerie am Lindenplatz (Лихтенштейн, Вадуц, 2000); Art-Chicago fair (США, Чикаго, галерея Крокин 2002); SFIAE (США, Сан-Францисско, галерея Крокин, 2003); Коллаж (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2003); Приключения чёрного квадрата (Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2007); ART-index (Латвия, Рига, Латвийский Национальный художественный музей, 2008); Прогулки по Москве (Индия, Дели, Lalit Kali Academi, 2012); Между реальностью и фантазией (Корея, Кёнджу, Wooyang Museum of Contemporary Art, 2015); Unhomed (Швеция, Уппсала, Uppsala konstmuseum, 2020), Video city (Швейцария, Базель, Magmart international video festival, 2020, 2021) и в других городах России и зарубежья. Победитель видеофестиваля «Сейчас и Потом» (2011), номинант премии Кандинского (2017), стипендиат фонда Иосифа Бродского (2019), резидент Американской Академии в Риме (2019). Ее работы находятся в собраниях Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русского музея, MMоMA, ГЦСИ, РОСФОТО, в собраниях музеев и художественных галерей России и других стран. Живёт и работает в Москве.
Евгения Соломатина
Родилась в 1978 году, в Алма-Ате. В 2000 году переехала в Москву. В 2022 году окончила Московскую Школу фотографии и мультимедия им. А. Родченко. Обучается в школе современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. С 2022 года принимает участие в выставках, художественных ярмарках и фестивалях: Граунд зин фест, фестиваль авторской книги и малотиражной литературы, (Москва, галерея Граунд Солянка, 2022); ВЫПУСК 22 (Москва, медиацентр в «Зарядье», 2022); 17 (Москва, галерея PENLAB, 2022); Pushkin House zine fair (Алнглия, Лондон, культурный центр Pushkin House, 2023); Тупик 20 23, ярмарка современного искусства (Москва, музей ART4, 2023). Живёт и работает в Москве.
При поддержке:
Kit4Kid – мобильное приложение, разработанное для поддержки родителей и профессионалов при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Оно разработано на основании научной методики прикладного анализа поведения и нацелено на развитие навыков, необходимых детям в достижении лучших результатов в обучении и социальной адаптации.
Берлинский бренд оптики EIGENGRAU, основанный Россаной Подлесецкий. Философия бренда вдохновлена теорией вибраций, мастерски переосмысленной в синтезе нейрофизиологии и современного искусства. Линзы EIGENGRAU превращают своих обладателей в творцов собственной реальности, ведь цвет фильтра восприятия окружающего мира формирует эмоциональное состояние, а с ним и саму реальность.
- ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ»
- Выставка Анны Рядинской «Женские радости»
- Выставка Анны Рядинской «И будет новый день…»