«От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества» читать ~4 мин.
с 1 Марта
по 15 МаяДворец царя Алексея Михайловича
Проспект Андропова, д. 39, стр. 69
Москва
Хоромы младших и средних царевен Дворца царя Алексея Михайловича
Музей-заповедник «Коломенское» открывает масштабную выставку «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Экспозиция будет представлена во Дворце царя Алексея Михайловича с 1 марта по 15 мая. Проект посвящён 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, одной из ярчайших фигур XVII века. Более 400 предметов XVI – начала XX вв. расскажут об истории старообрядчества в России, многие из которых зрители увидят впервые. Выставка будет сопровождаться уникальным vr-контентом, специально снятом в интерьерах Покровского кафедрального собора Старообрядческой церкви, расположенного на Рогожском кладбище.

Выставка «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества» подготовлена по инициативе Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина, который в преддверии открытия отметил: «Убеждён, что выставка станет важным духовным и культурным событием, позволит москвичам и гостям столицы ближе познакомиться с прошлым и настоящим старообрядчества, больше узнать о судьбах людей, внёсших огромный вклад в развитие Москвы и России. <…> Выставка помогает осознать единство нашей общей истории, важность преемственности поколений и сбережения культурного наследия».
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий: «В последнее время наблюдается рост интереса (научного, культурного и религиозного) к исконному, дораскольному, русскому православию – старообрядчеству. Радует, что и музейное сообщество не осталось в стороне и подготовило выставку, где наглядным образом представлена часть древлеправославной культуры, с которой может наглядным образом соприкоснуться каждый желающий».
Выставочный проект призван не только познакомить посетителей с основными вехами старообрядческой истории, но и – главное – с людьми, для которых сохранение древнего православия стало ведущим жизненным принципом. Идеей персонифицированного показа истории старообрядчества определяется как название выставки: «От Аввакума до Агафьи», от первоучителя протопопа Аввакума до ныне обретшей всероссийскую известность сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, так и специфика экспозиционного ряда. Экспозиция покажет не только иконы, рукописные и печатные книги, предметы церковного обихода, документы, но и портреты XVIII-XX вв., что даст возможность публике увидеть лица людей разных эпох, преданно сохранявших старую веру и внёсших значительный вклад в отечественную историю и культуру. Два века поступательного развития – XVIII и XIX – позволили проявиться многим ценным и общественно-значимым чертам, присущим традиционному жизненному укладу. Имена Морозовых, Солдатенкова, Рябушинских, Кузнецовых, Рахмановых ныне широко известны по их деятельности в области промышленности и банковского дела, щедрой благотворительности и меценатству, размаху коллекционирования.
![Неизвестный художник. Портрет И.А.Ковылина. Первая четверть XIX в. Холст, масло. 48,0 × 33,0 см. Собрание М.С.Бывшева. На свитке в руке надпись — цитата из Книги притчей Соломоновых (Притч. 22: 1-2): «Лучше имя доброе, нежели богатство много, / паче сребра и злата благодать благая. / Богатъ и нищь сретоста другъ дру/ га, обоихъ Господь сотвори». На других портретах, в частности, хранящихся в ГИМ, содержание надписи иное: «Кто православную вѣру усердно соблюдаетъ, того она прославляетъ. и отъ бѣдъ избавляетъ. По преселѣнии жъ отъ [жизни] временныя Царствия небѣснаго сподобляетъ и з Богомъ соединяетъ» (ГИМ 66974. И I 863, ГИМ 72630. И I 2388). На обороте на дублировочном холсте воспроизведена надпись XIX в.: «Благодетель мой Илья Алексѣевичь Кавылинъ. Помре 1809го года августа 21го дня». Неизвестный художник. Портрет И.А.Ковылина. Первая четверть XIX в. Холст, масло. 48,0 × 33,0 см. Собрание М.С.Бывшева. На свитке в руке надпись — цитата из Книги притчей Соломоновых (Притч. 22: 1-2): «Лучше имя доброе, нежели богатство много, / паче сребра и злата благодать благая. / Богатъ и нищь сретоста другъ дру/ га, обоихъ Господь сотвори». На других портретах, в частности, хранящихся в ГИМ, содержание надписи иное: «Кто православную вѣру усердно соблюдаетъ, того она прославляетъ. и отъ бѣдъ избавляетъ. По преселѣнии жъ отъ [жизни] временныя Царствия небѣснаго сподобляетъ и з Богомъ соединяетъ» (ГИМ 66974. И I 863, ГИМ 72630. И I 2388). На обороте на дублировочном холсте воспроизведена надпись XIX в.: «Благодетель мой Илья Алексѣевичь Кавылинъ. Помре 1809го года августа 21го дня».](https://cdn.gallerix.asia/x/src/news/2022/Feb/1502202291.jpg)
Среди экспонатов можно выделить самое раннее из известных изображение протопопа Аввакума – икону, написанную в конце XVII – начале XVIII в. на Керженце, уникальные автографы протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, этюды Василия Сурикова для знаменитой картины «Боярыня Морозова» (1887), подлинные документы времён Соловецкого восстания. Значимый раздел выставки составят артефакты из двух старообрядческих моленных, которые располагались в окрестностях Коломенского, а сейчас находятся в фондах музея-заповедника. В экспозиции будут представлены портреты купцов-старообрядцев: Ильи Ковылина, Федора Гучкова, Викулы Морозова, Козьмы Солдатенкова, Сидора Кузнецова и других. Также будет представлен целый комплекс предметов, связанных с Агафьей Лыковой – единственной оставшейся в живых представительницей семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Суровая жизнь в глухой тайге не сломила этих людей. Старообрядческий менталитет, охватывающий не только религиозную, но и этическую сторону жизни, позволил им сохранить и богослужение, и книги, и иконы, и старинный бытовой уклад.

Куратор проекта Елена Юхименко: «Вера в Бога, сила духа и чистота души помогли всем старообрядцам выстоять в сложных, а порой весьма драматичных внешних условиях. Представленный на выставке материал демонстрирует неиссякаемые созидательные силы этих людей, направивших свои таланты не только на успешный земледельческий труд и предпринимательство, но также на храмоздательство, благотворительность, книгописание, иконописание, литье медных икон».
Участники проекта: Музей-заповедник «Коломенское», Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Государственный исторический музей, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музеи Московского Кремля, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына, Государственный музей истории религии, Самарский областной художественный музей, Егорьевский историко-художественный музей, Серпуховской историко-художественный музей и частные собрания.
- «Агафья» Чехова, краткое содержание
- Женитьба (12+) комедия в двух действиях
- Выставочный проект «Вдохновением создано» Сергея Гавина, Евгения Матько и Анастасии Агафоновой
- Геннадий Агафонов – Обрывочные сведения
- Анастасия Агафонова «Парадигма творчества»
- Игорь Дрёмин: Анастасия Агафонова. Парадигма Творчества