«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера читать ~5 мин.
с 25 Сентября
по 13 ЯнваряГалерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ул. Волхонка, 14
Москва
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», которая расскажет о салоне баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа времен расцвета авангарда. На выставке будут представлены ранее неизвестные документы и материалы из частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо, – наравне с произведениями из крупнейших французских музеев искусства ХХ века — Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, а также Художественного музея Атенеум (Хельсинки), музея Пти-Пале (Женева) и Национальной библиотеки Франции. Зрители увидят около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна. Выставка организована при поддержке Mastercard.
Центральной темой выставки станет салон баронессы Эттинген — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков и музыкантов. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, в 1910-е годы принявшим псевдоним Серж Фера. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сержа Фера одними из основных фигур творческой жизни того времени.
Их апартаменты на бульваре Распай на Монпарнасе, декорированные африканской скульптурой (Эттинген и Фера были одними из первых, кто оценил эти необычные предметы коллекционирования), были привлекательны для талантов, творивших во всех видах искусства. За долгие годы баронесса Эттинген и Серж Фера сумели придать импульс десяткам авангардных проектов и на равных участвовать в них: в их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты «Золотого сечения» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. Именно Эттинген и Фера одними из первых открыли художника Анри Руссо и начали собирать его картины.
Отдельная часть выставки посвящена Эттинген и Фера в роли покровителей авангарда. В 1910-е годы в салоне баронессы встречались и обменивались идеями Жан Метсенже, Робер Делоне, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, взаимно обогащая художественные методы друг друга. Композиции самого Сержа Фера по своей экспрессии не уступают хрестоматийным образцам кубизма. Возлюбленный баронессы, художник из Финляндии Леопольд Сюрваж, стал одним из первооткрывателей абстрактного искусства.
Специальный раздел экспозиции расскажет о литераторах. Поэты и писатели пользовались особым расположением баронессы. В её доме звучали стихи Аполлинера, Кокто, Макса Жакоба, Андре Сальмона. Легендарным стал журнал «Парижские вечера» (Soirées de Paris), который Эттинген и Фера в 1913 году «подарили» своему другу Гийому Аполлинеру. В издании печатались авангардные поэты и публиковались статьи о самых интересных художниках.
1917 год стал временем новаторских театральных проектов в Париже. Наряду с «Парадом» в декорациях Пикассо, таким прорывом стала и оформленная Сержем Фера пьеса Аполлинера «Груди Тиресия», названная авторами «сюрреалистической» — это знаменитое слово прозвучало тогда впервые.
Революция в России лишила Эттинген и Фера доходов, превратила их из щедрых меценатов в неутомимых авторов все новых творческих инициатив. Баронесса писала стихи и публиковалась, общалась и сотрудничала с музыкантами знаменитой французской «Шестерки» и художниками Парижской школы. Ее опыты 1920-х в моде и дизайне, пронизанные эстетикой ар-деко, перекликаются с работами знаменитой современницы Сони Делоне. В свою очередь, Серж Фера в межвоенное двадцатилетие прославился своими театральными проектами и философскими композициями с арлекинами, которыми вдохновенно восхищался Кокто. Дожив до преклонных лет, Фера остался хранителем памяти о временах становления авангарда, тщательно сохранив архив баронессы Эттинген.
Сильви Бюиссон, куратор выставки (Париж):
Благодаря выбору работ выставка отражает новый дух, вдохновленный «Парижскими вечерами». Этот дух определил тенденцию художественной жизни Монмартра и Монпарнаса и увлек за собой всю артистическую молодежь мира, которая прибывала из Европы (Италии, Испании), Америки, а также с Востока. Именно из этого постоянного движения увлеченных критиков и рождаются кубизм, орфизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм – авангардные движения, которые укрепляют статус Парижа как мировой столицы искусств.
Алексей Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:
Мы поставили перед собой задачу на этой выставке воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни баронессы Эттинген 1900-х – 1950-х годов. Биография героини здесь выходит на первый план. Изучение её жизни не менее важно, чем исследование образов и символов в искусстве. Баронесса Эттинген выступала не только в роли музы художников, но и была соавтором, организовывала выставки, покупала работы. На примере этой неординарной и очень яркой личности можно увидеть процесс эмансипации в начале XX века, личного поиска свободы и освобождения искусства.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Выставка «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» — второй проект в выставочном сезоне, который мы для себя назвали «осенью Пикассо». Пикассо является одним из героев выставки. Однако центральное место здесь принадлежит баронессе Эттинген, уникальной женщине, которой удалось сконцентрировать вокруг себя весь цвет парижского авангарда начала XX века. Это чрезвычайная удача для музея получить возможность показать архив баронессы, который ранее никогда не выставлялся, и рассказать широкой публике загадочную и незаурядную историю её жизни.
Образовательная программа к выставке состоит из двух частей. Одна из них пройдёт в рамках масштабного образовательного цикла «Осень Пикассо», объединяющего три проекта — выставки «Анатомия кубизма», «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» и «Пикассо & Хохлова». Другая — включает авторскую программу лекций, составленную куратором выставки Алексеем Петуховым. Также специально к выставке отдел инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовил серию мероприятий для людей с особыми потребностями.
- Парижские вечера баронессы Эттинген
- Стартует новый сезон «Пятниц в Пушкинском»
- Выставка-инсталляция «Анатомия кубизма»