Пикассо & Хохлова читать ~6 мин.
с 20 Ноября
по 3 ФевраляГлавное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Национальный музей Пикассо (Париж)
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид)
представляют выставку
Пикассо & Хохлова.
Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.
ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) представляют выставку «Пикассо & Хохлова». Главная героиня выставки — первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова. История любви испанского художника и русской танцовщицы предстанет перед зрителями в работах художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо. В экспозицию войдут как известные произведения, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ. Проект организован при поддержке Mastercard.
Впервые выставка, посвященная Пабло Пикассо и Ольге Хохловой, прошла в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году. К 100-летию знакомства художника и его первой жены музей представил проект «Ольга Пикассо», рассказывающий о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера. Сегодня экспозицию принимает ГМИИ им. А. С. Пушкина, известный своими масштабными выставками Пикассо. В фондах музея хранятся работы художника и уникальные фотографии, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы.
В составе московской выставки «Пикассо & Хохлова» более 200 экспонатов — от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Большинство произведений живописи и графики входят в коллекцию Национального музея Пикассо в Париже — крупнейшего в мире центра изучения творчества художника. Другой ключевой участник — фонд FABA, глава которого — Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, — впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы. Исследование архива позволило восстановить историю отношений Ольги и Пабло и создать уникальный выставочный проект.
Выставка ставит перед собой задачу показать зрителям работы Пикассо в контексте его личной истории. Экспозиция построена на развитии связанных с Ольгой сюжетов и тем в творчестве художника — от классических портретов и образов материнства до сюрреалистических видений. Каждая тема раскрыта в одном из одиннадцати разделов выставки.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились в 1917 году в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже. Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника и главной моделью нового, «классического» периода его творчества. Авангардный ритм работ Пикассо был усмирен всеобщим «возвращением к порядку» в искусстве и жизни. Сменилась художественная манера Пикассо, стало иным и его положение в обществе: вместе с Ольгой они теперь представляли собой светских персон, обретя новый социальный статус. Вместе с покоем и тишиной в искусство Пикассо вошли эпические, монументальные формы, вдохновленные классическим искусством. Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, будет представлен в Белом зале музея. Здесь можно будет увидеть портреты Ольги, объединенные двумя темами – «Муза и модель» и «Меланхолия». Часть экспозиции под названием «Смена декораций» расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья Пикассо. Раздел «Материнство» и «Поль» раскроют домашний мир Ольги, который был полностью посвящен сыну Пауло, родившемуся 4 февраля 1921 года.
В середине 1920-х годов отношение Пикассо к семье изменилось. Новые увлечения в жизни и в искусстве усложнили отношения Пабло и Ольги. Другим стал и образ жены в работах художника. Этот период, завершившийся разрывом, представлен в дополняющих друг друга тематических разделах выставки. История встреч с новой возлюбленной – в «Мастерской» и «Купальщицах»; перемена отношения к Ольге – в «Метаморфозе»; светские маски и скрытая драма в любительских киносъёмках в разделе «На экране». Неоднозначность отношений Пикассо и окружающих его женщин нашла отражение в сюжетах «Коррид и распятий», где художник отождествил себя с быком-жертвой тореро, и, наконец, в «Эросе и Танатосе», где собраны работы, объединенные темой минотавра – тирана и жертвы, – основного alter ego мастера в 1930-е годы. Пикассо и Хохлова окончательно расстались в 1935 году, оставаясь, однако, официально женатыми вплоть до смерти Ольги в 1955 году.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Выставка посвящена чрезвычайно важному периоду в жизни Пабло Пикассо, связанному с его русской женой, балериной Ольгой Хохловой. Мы представляем свою версию истории их совместной жизни, рассказываем о русском следе в биографии мастера. Вместе со зрителем мы пройдем через разные этапы этой чрезвычайно интересной и драматичной истории, которая не только внутренне изменила самого художника, но и оказала огромное влияние на его искусство.
Бернар Руис-Пикассо, куратор выставки, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо:
Выставка представит результат долгой работы по изучению архивов, которые Ольга Хохлова (1891–1955), моя бабушка по линии отца, оставила мне, и которые позволили осветить годы её совместной жизни с Пабло Пикассо. Я хочу поделиться с вами этим приключением, которым стало для меня исследование содержимого этих архивов, и множества деталей, повлиявших на работу Пикассо на протяжении его жизни с Ольгой.
Алексей Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:
Выставка «Пикассо & Хохлова» читается как роман о жизни и искусстве. Зрители смогут мысленно попасть на спектакли дягилевских балетов, ощутить умиротворенную атмосферу нового дома Пикассо и понять печальное молчание в нём Ольги, услышать звуки детских игр родителей и их сына Пауло, почувствовать боль разрыва супругов, все тяготы которого Пикассо пережил в своих произведениях.
Выставка «Пикассо & Хохлова» приурочена к XXXVIII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который пройдёт в ГМИИ им. А. С. Пушкина с 30 ноября по 27 декабря. В рамках выставки будет проводиться образовательная программа, включенная в цикл «Осень Пикассо», объединяющий три проекта — выставки «Анатомия кубизма», «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» и «Пикассо & Хохлова»; а также серия мероприятий для людей с особыми потребностями, подготовленная отделом инклюзивных программ ГМИИ им. А. С. Пушкина.
После завершения в Москве выставка пройдёт в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).
- Выставка шедевров из Национального Музея Пикассо в Париже открылась в Гонконге
- Семинар «От кино к действию»
- «Игра ангела» Карлоса Руиса Сафона, краткое содержание
- Вдова Пикассо, возможно, пыталась скрыть часть работ художника от наследников
- Преимущества обучения у Сергея Хохлова: отзывы учеников о качестве образования в сфере отношений
- Пабло Пикассо. Ольга Хохлова