Проект «Метаморфоз» Артур Ван Бален читать ~2 мин.
с 26 Октября
по 30 НоябряЦентр Творческих Индустрий «Фабрика»
Переведеновский пер., д.18
Москва
В рамках Параллельной программы VII Московской международной Биеннале современного искусства.
25 октября в ЦТИ «Фабрика» откроется выставка «Метаморфоз» художника Артура ВанБалена. Проект посвящен социально-политическим и историческим «метаморфозам» и их интерпретациям в искусстве и философии. Центральным объектом экспозиции станет 15-метровая надувная гусеница, вдохновленная советской антифашистской скульптурой, которая парила в воздухе во время парада в честь победы Октябрьской революции на Красной площади в 1934 году. 28 октября гусеница будет выпущена «на волю» в городском пространстве с целью задать прохожим вопрос — какой будет её следующая стадия развития.
Как средство привлечения внимания масс надувные скульптуры начали использоваться в 30-е годы 20 века — сперва в США, затем в СССР. В Америке «воздушные» Микки Маусы и слоники Дамбо своими добродушными улыбками стимулировали продажи в предновогодний период на Macy’s Day Parade в Нью-Йорке, в то время как на советских первомайских демонстрациях и годовщинах Октябрьской революции надувные дрели и летающие портреты Сталина были призваны поднять патриотизм и трудовой энтузиазм масс. При помощи этого безобидного на первый взгляд инструмента обе державы пытались погрузить своих граждан в «миры грез», заставить забыть о насущных проблемах и поверить, что капитализм с одной стороны и социализм с другой принесут им светлое будущее.
Основанная в 2012 году Артуром Ван Баленом группа Tools for Action нашла надувным скульптурам диаметрально противоположное применение на современных демонстрациях. 12-метровый серебристый молот (Канкун, 2012), пила на Болотной площади (Москвы, 2013) или баррикада, построенная из десятков «воздушных» кирпичей (Дортмунд, 2016) — создаваемые группой «социальные скульптуры» становятся символическим ключом к пониманию проблем современного общества. Своим неожиданным появлением они подрывают привычных ход акций, меняют расстановку ролей их участников и отношения между ними, создавая «спектакль» абсолютно иного рода.
На выставке будут представлена документация уличных перформансов и интервенций, проведенных Tools for Action совместно с местными сообществами в Берлине, Будапеште, Париже, Дортмунде, Мехико, Нью-Йорке и других городах мира, а также архивное исследование Ван Балена на тему использования надувных скульптур на парадах в 30-е годы. Посредством серии научных статей авторы проекта попытаются наметить векторы «метаморфоза» современного общества, а также проследить эволюцию феномена надувных скульптур — от средства рекламы, пропаганды и манипуляции к инструменту DIY-активизма.
Куратор выставки: Вероника Комарова
Даты выставки: 26.10.17 – 30.11.17, Вт-Вс 12.00 – 20.00
Место проведения: Центр Творческих Индустрий «Фабрика», Зал «Оливье», Стр. 1, 1-й этаж
Проект реализован при поддержке Гёте-Института в Москве