Пространства Андрея Васнецова читать ~4 мин.
с 13 Декабря
по 30 МартаМузейно-выставочный комплекс Российской академии художеств
Пречистенка, 19
Москва
Российская академия художеств представляет выставку «Пространства Андрея Васнецова», приуроченную к 100-летию со дня рождения народного художника СССР, академика и члена Президиума РАХ Андрея Владимировича Васнецова (1924-2009). Экспозиция демонстрирует произведения монументального искусства, живописи и графики, а также эскизы, натурные зарисовки и наброски автора из частных коллекций, многие из которых будут показаны впервые. Специальный раздел выставки «Педагогика» представлен работами учеников мастера.
Один из активных шестидесятников и создателей так называемого «сурового стиля» был представителем прославленной династии художников Васнецовых, внуком знаменитого русского живописца, профессора Императорской Академии художеств В. М. Васнецова. Родился в 1924 году в Москве в семье профессора МГУ Владимира Викторовича Васнецова, с детства впитывал в себя атмосферу высокого искусства. В 1936 году начал заниматься живописью в изостудии Московского городского Дома пионеров под руководством А. М. Михайлова. Впервые его работы были показаны в Государственной Третьяковской галерее на выставке изостудии Дома пионеров, когда мастеру было 15 лет. С 1946 года учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства на факультете монументальной живописи у таких художников, как А. А. Дейнека, А. Д. Гончаров, П. П. Соколов-Скаля. Диплом защитил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной на факультете монументальной живописи у П. М. Шухмина.
Творческий путь Андрея Васнецова начался в 1950-е годы и оказался в центре переломных процессов, проходивших в культуре. Уже тогда живопись молодого художника, полная романтического аскетизма, лишённая фальши и приглаженности, приковывала к себе внимание широкого зрителя и профессионалов.
В отечественной художественной культуре 1960-1990-х годов его имя, в большей степени, связывалось с советским монументальным искусством. Автор реализовал иной взгляд на способность рукотворного творчества противостоять технократическому урбанизму и на роль художника при создании облика здания, при формировании окружающей человека городской среды. Произведения Андрея Владимировича открыли новую страницу в истории отечественного монументально-декоративного искусства, архитектуры. Он создал более 30 росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур в разных городах России и мира, среди которых мозаики «Покорители космоса» в Государственном музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге (1966) и на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (1967). Новым достижением в области монументально-декоративного искусства стала работа по организации пространства и разработке деталей интерьеров российского посольства в немецком городе Бонн, а за мозаику «Человек и печать» в интерьере здания газеты «Известия» (1977), созданную в соавторстве с Н. Андроновым, мастер получил Государственную премию СССР.
Талантливый педагог, профессор Андрей Васнецов с 1975 по 2002 преподавал рисунок в Московской государственной академии печати, где щедро делился своим огромным опытом и знаниями с молодым поколением. Традиционный для русского искусства гуманизм, высокая живописная культура, отчётливый индивидуальный художественный почерк позволили произведениям живописца войти в золотой фонд отечественной классики изобразительного искусства. Его работы представлены в крупнейших музейных собраниях, среди которых Третьяковская галерея и Русский музей, многие другие музеи Российской Федерации, зарубежные и отечественные частные коллекции.
Наследие мастера многогранно и по прошествии лет не теряет своей актуальности. Год столетия со дня рождения А. В. Васнецова ознаменовался рядом юбилейных проектов, открывшихся экспозицией в музее-заповеднике «Абрамцево». Затем прошли выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Третьяковской галерее. Экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели подводит своеобразный итог юбилейного года. Подавляющую часть живописных полотен для этой выставки предоставили известный коллекционер Владимир Некрасов и художник Елена Крылова-Нюренберг, модели монументальных работ — художник Иван Шаховской и архитектор Александр Ремизов, графический раздел в основном составлен из собрания троюродной племянницы, хранительницы наследия А. Васнецова — Ольги Васнецовой. Также в экспозицию вошли произведения учеников художника и мастеров, которые сотрудничали с А. В. Васнецовым и на творчество которых он оказал влияние.
Проект знакомит со всеми гранями личности художника и организован как знак уважения к памяти выдающегося мастера почитателями его таланта, коллегами и друзьями. К выставочному проекту снят документальный фильм о монументальных работах автора и издан каталог со статьями и воспоминаниями.
Куратор выставки от Российской академии художеств: Первый вице-президент РАХ, живописец Виктор Калинин. Со-кураторы: архитектор и художник Александр Ремизов, искусствовед Марина Терехович.
- Выставка одной картины к 155-летию со дня рождения Василия Никитича Мешкова (1867 – 1946) «Весна идёт»
- Выставка Александра Похилько - графика, живопись и скульптура