«Пульсации». Выставка произведений из собрания Михаила Алшибая (Москва) читать ~3 мин.
с 21 Мая
по 23 ИюняПермская государственная художественная галерея
Комсомольский проспект, 4
Пермь
21 мая в 16.00 в Пермской художественной галерее состоится открытие выставки «Пульсации». В экспозиции представлены произведения нонконформистского искусства из коллекции известного московского кардиохирурга Михаила Алшибая (Москва). Куратор выставки — Юлия Лебедева (Москва).
Михаил Михайлович Алшибая (р. 1958) — профессор, доктор медицинских наук, руководитель отделения коронарной хирургии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН.
Во всех своих ипостасях (врача, ученого и собирателя) Михаил Алшибая — экспериментатор. Он начал коллекционировать произведения советских нонконформистов в 1986 году, довольно быстро поняв, насколько поверхностно изучено это искусство, а вскоре расширил свой круг интересов и в сторону современности. Коллекция Михаила Алшибая — это авторский взгляд на период в истории отечественного искусства длиною в полвека. Сегодня его собрание насчитывает несколько тысяч произведений.
На выставке будут представлены около шестидесяти экспонатов. Среди них не только произведения художников-нонконформистов, но и работы представителей современного (актуального) искусства, а также эскизы театральных костюмов 1920-х и 1960-х годов.
Юлия Лебедева:
— Назвав проект «Пульсации», мы хотели поразмышлять о том, что искусство и коллекция — живой организм, наполненный эмоциями, пульсирующий и бьющийся подобно сердцу. На примере произведений, созданных в разное время, разворачивается сразу несколько параллельных историй — искусства, любви к искусству и, конечно же, самой жизни.
Здесь — и магия изображений, и магия слов, и магия чисел. Произведения в экспозиции как будто «беседуют» друг с другом. Мы выстроили, возможно, несколько на первый взгляд странные, но крайне интересные диалоги. Театральные эскизы перекликаются с картинами, в сюжетах которых присутствуют элементы театральности: например, акварель Дмитрия Плавинского «Венеция» выглядит как декорация, сюжеты живописи Андрея Демыкина и Анатолия Слепышева — как театральные постановки, а иллюстрации Виктора Пивоварова к стихам Игоря Холина — как трагические маски.
Здесь встречаются композиции из игральных карт Владимира Немухина, цветы Владимира Яковлева, портреты кисти Игоря Ворошилова, Анатолия Зверева и Наталии Турновой, натюрморты Дмитрия Краснопевцева, Михаила Гробмана, Эдуарда Штейнберга и заново открытой коллекционером Натальи Касаткиной, тревожные городские сценки в карандашных рисунках Владимира Пятницкого, пейзажи Алексея Каменского, Беллы Левиковой, Клары Голицыной Витаса Стасюнаса и вид из «Окна» Михаила Рогинского, словесные игры Андрея Абрамова, Юрия Альберта, Сергея Волкова и Дмитрия Гутова и многое другое.
Особая тема в коллекции и на выставке — «дела сердечные»: несколько изображений сердца, в том числе совместная работа Марии Арендт и самого Михаила Алшибая «Курсы кройки и шитья» — инсталляция-перформанс, показанный в Третьяковской галерее в 2012 году, когда кардиохирург оставил несколько специальных медицинских стежков на работах художницы из ткани с вышивками, изображающими операции на сердце.
Михаил Алшибая:
— Моя коллекция посвящена так называемому нонконформистскому искусству — искусству, которое в советское время считалось «антисоветским», а в действительности стремилось к главному, что есть в человеческой жизни и жизни искусства, — к свободе. На выставке будет показан лишь маленький фрагмент моего собрания, но, учитывая, что искусство театра — главная тема фестиваля, мы представим в качестве эпиграфа театральные работы художников.
Однако своеобразная драматургия присуща и станковым живописным, и графическим работам. Столкновение пластических масс определяет эту драматургию, но и концептуальный момент тоже. Жизнь есть театр — говорили великие драматурги прошлого Кальдерон и Шекспир, жизнь есть сон — повторяли они же. Театр и сновидения, преломленные в живописи и пульсирующие — вот главная тема этой экспозиции.
Выставка продлится до 23 июня 2019 года.