Руанские соборы читать ~2 мин.
с 30 Января
по 10 МартаГлавное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет выставку «Руанские соборы». Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина», которая познакомит с итогами масштабного научного проекта по изучению двух полотен Клода Моне из серии «Руанский собор», занимающей особое место в творчестве художника. По разным данным, вместе с эскизами она насчитывает до 40 работ, две из которых находятся в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина – «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером».
Выставка расскажет о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на написание картин. На выставке представлены результаты исследования, а также показаны экспонаты, раскрывающие историю создания произведений, и примеры материалов, с которыми работал художник.
Присутствие в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина сразу двух картин из одного цикла позволило провести не только комплексное технико-технологическое исследование каждой работы, но и их сравнительный анализ. В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Были проведены рентгенографирование, изучение в ИК-лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя и другие технологические исследования, благодаря которым были получены новые данные о методах работы мастера.
Художник работал над циклом с 1892 по 1894 год. Моне интересовало преломление света на фасаде Руанского собора и передача этих световоздушных эффектов в живописи. Он мог писать до 14 картин одновременно, так как солнечный свет менялся очень быстро. Изначально художник планировал сохранить целостность серии, продав все работы в одни руки. Но цена оказалась слишком высока, и картины разошлись по разным собраниям. В настоящее время произведения серии находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях.
Две картины серии – «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» – попали в Россию благодаря собирательскому азарту известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина; одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни. Коллекция Щукина включала самое передовое французское искусство и была открыта публике, что оказало существенное влияние на развитие русской живописи. После революции собрание было национализировано и стало частью Государственного музея нового западного искусства.
С 1948 года «Руанские соборы» Моне являются частью собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. На протяжении многих лет полотна находились под наблюдением специалистов для контроля состояния сохранности. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили провести глубокое исследование, а также разработать план дальнейшего сохранения и консервации произведений.
К выставке подготовлена образовательная программа.
Исследовательский проект «"Руанские соборы” Моне» состоялся при поддержке давнего партнёра музея – компании LG. В рамках этого сотрудничества ранее было исследовано полотно Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле».
- Программа для детей и подростков к выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»
- 100 лет со дня рождения Ирины Александровны Антоновой
- Обновленная экспозиция итальянской живописи XVII–XVIII веков
- Виды и преимущества лазерной резки металла
- «Как культура капитулировала перед технологией» Нила Постмана, краткое содержание
- Якутин Роман Юрьевич: Искусственный интеллект в творчестве - новая эпоха или замена художнику ?