Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла читать ~3 мин.
с 23 Января
по 2 МартаГалерея Веллум
ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, пространство 88-89.
Москва
Галерея Веллум и Эйзенштейн-центр при участии Российского государственного архива литературы и искусства и Государственного института искусствознания представляют выставочный проект к 80-летию создания исторической киноэпопеи «Иван Грозный» – «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла».
Возрастной ценз: 18+.
Галерея Веллум совместно с Эйзенштейн-центром, РГАЛИ, ГИИ представляют масштабный выставочный проект к 80-летию создания исторической киноэпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Первая часть фильма вышла на экраны в январе 1945 года и имела оглушительный успех.
Выставка «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» пройдёт с 23 января по 2 марта 2025 в пространстве галереи Веллум в Гостином дворе.
Сергей Эйзенштейн (1898-1948) – великий советский режиссёр с мировым именем, сценарист, теоретик искусства, педагог. Он создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику. Стоит вспомнить и о том, что мировой кинематограф построен на созданном Эйзенштейном «монтаже аттракционов», согласно которому идеи, объекты и символы должны быть показаны в столкновении друг с другом. Суперсложный, интеллектуальный, многосторонний человек, который начинал свою карьеру в театре у Мейерхольда, был его учеником, очень много взял из его метода биомеханики, и перенёс его на экран.
В 1941 году он был эвакуирован в Алма-Ату, где снял свой шедевр – фильм «Иван Грозный».
Выставочный проект «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» позволит проследить историю создания одной из самых знаменитых кинолент культового советского режиссёра, совершившего революцию в этом медиа.
Центром экспозиции станут рисунки режиссёра Сергея Эйзенштейна, которые послужили эскизами костюмов и прообразами героев в фильме «Иван Грозный». Эти рисунки, лица, фотографии и хроника – память эпохи.
В экспозиции будут представлены архивные документы и рисунки, относящиеся к трёхлетнему пребыванию Сергея Эйзенштейна в Алма-Ате и работе над всеми сериями Ивана Грозного, – это циклы «Классические мотивы», «Цирк» и «Эротика». Подобные исторические артефакты позволяют проследить процесс разработки образов героев, выделить акценты в сценах и костюмах. Видны массивные, монументальные и недвижимые образы бояр, тонкость и какая-то тревожность царской невесты Анастасии, силуэт монаха, повторяющий линии шатров. Ещё интереснее увидеть наброски к работе над третьей серией, которая так и не была снята.
Отдельным блоком будут представлены рисунки С. Эйзенштейна, не имеющие отношения к работе над исторической драмой, но выполненные в тот же период. Это чёткие, графические листы, напоминающие зарисовки Матисса или японские ксилографии, а также экспрессивные яркие произведения, будто дикие мотки линий. Такое «закулисье» режиссёрской работы – уникальный опыт, приоткрывающий завесу к образу мысли гения кино.
Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники, эпизоды из третьей части фильма, сцены, не вошедшие в фильм и фотографии со съёмок, а также показ фильма Наума Клеймана «Неизвестный Иван Грозный».
В проекте примут участие солисты одного из самых востребованных коллективов России, Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» – в течение работы выставки запланировано проведение концертов.
Кураторы: Наум Клейман, Любовь Агафонова, архитектор выставки: Дмитрий Мучник.
Наум Клейман. Советский и российский киновед и историк кино. Специалист по творчеству С. М. Эйзенштейна, первый директор Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-центра в Москве.
Любовь Агафонова. Российский искусствовед, куратор, публицист, основатель галереи Веллум, коллекционер русского искусства, советник директора музея Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Почётный академик РАХ.
Дмитрий Мучник. Закончил ВГИК им. С. А. Герасимова. Художник-постановщик, сценограф. Создатель визуального образа и дизайна множества ТВ проектов, крупнейших мероприятий, церемоний и концертных программ в России и зарубежом.
- Почётную «Камеру Берлинале» вручили Науму Клейману
- «Остепенённые» киноведы из Гарварда обязаны знать Эйзенштейна, Тарковского, Сокурова и несколько других имён. Остальное — по желанию